Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению
на проект федерального закона N 365972-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части трудового воспитания обучающихся) внесен депутатами Государственной Думы О.М. Казаковой, А.К. Исаевым, Н.А. Останиной, А.П. Метелевым, П.О. Толстым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по просвещению рассмотрен проект федерального закона N 365972-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), а именно:
скорректировать понятие "воспитание", дополнив его составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам;
дополнить принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования единством обучения и воспитания;
отнести к обязанностям обучающихся участие в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой, с учетом возрастных и психофизических особенностей, поддержание в образовательной организации чистоты и порядка;
исключить, в связи с предлагаемым новым подходом к воспитанию в образовательных организациях, норму о привлечении обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;
наделить образовательные организации новыми компетенциями по содействию добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, участию в общественно-полезном труде, что позволит расширить возможности вовлечения детей в добровольческую (волонтерскую) деятельность как вид полезного общественного труда.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Федеральный закон N 273-ФЗ определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ федеральная основная общеобразовательная программа включает в себя федеральную рабочую программу воспитания, предусматривающую разные виды воспитания: физическое, духовное, гражданское, патриотическое, трудовое, экологическое. Таким образом, трудовое воспитание и сейчас является неотъемлемой частью воспитания.
Необходимость приобщения обучающихся к общественно полезному труду предусмотрена и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Так, ФГОСом дошкольного образования предусмотрено формирование и развитие элементарных навыков самообслуживание и элементов бытового труда у детей как в помещении, так и на улице.
ФГОСом общего образования предусмотрено обязательное трудовое обучение и воспитание обучающихся, которое может осуществляться в рамках: учебного предмета "Технология"; факультативных и элективных учебных предметов, предлагаемых школой (например, "Чудесная древесина", "Основы кулинарии", "Твоя карьера"); внеурочной деятельности (занятия кружков, студий, клубов, мастерских и прочее).
Таким образом, образовательная организация не только в праве, но и обязана реализовывать федеральную программу воспитания, неотъемлемой частью которой является трудовое воспитание, формирующее у обучающихся на всех уровнях общего образования трудовые умения и навыки через воспитание положительного отношения к труду и его результатам. Кроме того, рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Образовательные организации в зависимости от содержания и объема, постоянного или временного характера, возраста и психофизических особенностей обучающихся, национально-культурных, исторических и региональных особенностей применяют разные формы организации трудового воспитания.
Разнообразные виды труда, предусмотренные общеобразовательной программой, неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Содержание и значение их меняется на том или ином возрастном этапе.
В дошкольных образовательных организациях основным видом труда ребенка, как отмечалось выше, является самообслуживание, которое имеет большое воспитательное значение - формирует у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия, вооружает навыками.
Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию и самореализации. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности, как в рамках образовательной программы, так и за её пределами. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
- учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Физический труд предусмотрен школьными программами на уроках трудового обучения, в учебных мастерских и на пришкольном участке.
- общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
- производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
В уставе общеобразовательных организаций могут быть отражены положения, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, положения об организации общественно полезного труда обучающихся, о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному программой.
В целях реализации требований части 3 статьи 30 Федерального закона в пределах компетенции в установленной сфере деятельности в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона общеобразовательная организация с учетом мнения коллегиальных органов образовательной организации (совет обучающихся, совет родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии) вправе издавать локальный акт, регламентирующий привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой.
Такой труд носит воспитательный характер и может быть организован по следующим направлениям: участие в общегородских субботниках; благоустройство и озеленение образовательной организации и прилегающей территории; поддержание чистоты и наведение порядка в классных кабинетах; ежедневное самообслуживание; дежурство по столовой; плановое дежурство по образовательной организации и иные направления правомерной общественной деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
Дополнительно Комитет отмечает, что вопрос о привлечении обучающихся, в том числе несовершеннолетних, к труду с согласия родителей, уже урегулирован в отраслевом законодательстве (ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации) и нормы рассматриваемого законопроекта не повлекут изменение их правового статуса в части реализации права на труд. В рамках рассматриваемого законопроекта труд подразумевается не в своём прямом значении (профессиональная деятельность), а понимается как часть непрерывного процесса воспитания, включённая в образовательную программу или находящаяся за её рамками.
Принятие законопроекта будет способствовать развитию принципов коллективизма, навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, позволит подготовить всесторонне развитую личность к жизни в обществе, усиливает реализацию положений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р) в части трудового воспитания и профессионального самоопределения, развития добровольчества (волонтерства) среди детей и молодежи.
Комитеты-соисполнители в работе над законопроектом поддерживают концепцию законопроекта и отмечают, что процесс обучения, включающий элементы посильной трудовой деятельности, формирует у ребенка стремление достигать больших результатов, навыки оценки собственных поступков и ценность личных и коллективных достижений, создаёт условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 7 законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, все положительные.
- 30 высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, все положительные.
Комитет Государственной Думы по просвещению поддерживает проект федерального закона N 365972-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.