Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 399525-8 "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - законопроект) подготовлен с целью определения порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по электронному адресу, сформированному в специальной информационной системе, и, как следствие, к определению юридического адреса организаций с помощью электронного адреса.
Данные изменения предлагаются с связи с внесением предлагаемыми изменениями в Гражданский кодекс РФ, а также в контексте цифровой трансформации российской экономики, популяризации удаленных форм занятости, а также с учетом запроса малого и среднего бизнеса на сокращение издержек, связанных, в первую очередь, с содержанием офисных помещений, которые многими организациями, работающими удаленно, фактически не используются.
О необходимости подобных изменений говорилось неоднократно. Так, по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое состоялось 31 января 2018 года, были даны поручения Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России и Минфином России с участием ФГУП "Почта России" проработать вопрос об использовании адреса электронной почты, в том числе с использованием Единого государственного портала государственных и муниципальных услуг, в качестве регистрационного адреса юридического лица в целях снижения затрат малого бизнеса при государственной регистрации юридических лиц и осуществлении предпринимательской деятельности.
Также, по итогам совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова, которое состоялось 22 января 2021 года, АО "Корпорация "МСП" с участием Минэкономразвития России, Минфина России, ФСБ России, ФНС России, Казначейства России и Банка России было дано поручение проработать предложения в части возможности введения электронного адреса регистрации предприятий (Business ID).
Кроме того, по результатам исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в 2020 году, 62% представителей микро- и малого бизнеса поддерживают инициативу об отмене обязательного указания юридического адреса при регистрации компании. При этом в качестве альтернативы юридическому адресу респонденты предложили использовать в качестве инструмента идентификации компании кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (38%) или данными открытых банковских счетов (37%).
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающие возможность регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по электронному адресу, сформированному в специальной государственной информационной системе при создании учетной записи (личного кабинета) юридического лица и индивидуального предпринимателя.
В предлагаемой редакции изменений сохраняется существующий подход к определению места нахождения юридического лица. При этом информационная система, в которой создаётся личный кабинет юридического лица, должна также обязательно содержать сведения о месте нахождения юридического лица путем указания населенного пункта (муниципального образования), в пределах которого предполагается нахождение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. Предполагается, что без указания места жительства (нахождения) представителя юридического лица и без его подтверждения в результате межведомственного взаимодействия регистрация личного кабинета юридического лица и, как следствие, регистрация юридического лица по электронному адресу будет невозможна.
Таким образом, с помощью указанной информационной системы должны быть минимизированы риски невозможности определения лица, осуществляющего управление юридическим лицом, и риски невозможности проведения контрольных мероприятий налоговыми и иными государственными органами.
Также законопроектом предполагаются что в ЕГРЮЛ и ЕГРИП будет указываться соответствующий электронный адрес, по которому осуществляется общий доступ к учетной записи (личному кабинету) юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также адрес электронной почты, связанный с учетной записью (личным кабинетом) юридического лица, для целей осуществления связи с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, законопроектом регулируется порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по виртуальному (электронному) адресу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не повлияет отрицательно на достижение целей государственных программ и не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов, содержащие аналогичные нормы, предлагаемые к рассмотрению законопроектом.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" потребует внесение поправок в Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Реализация положений проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.