Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 399538-8 "О внесении изменений в статью 54 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях изменения существующего подхода к регулированию государственной регистрации юридических лиц в части установления возможности регистрации юридических лиц по электронному адресу, сформированному в специальной информационной системе, и, как следствие, к определению юридического адреса организаций с помощью электронного адреса.
Данные изменения предлагаются в контексте цифровой трансформации российской экономики, популяризации удаленных форм занятости, а также с учетом запроса малого и среднего бизнеса на сокращение издержек, связанных, в первую очередь, с содержанием офисных помещений, которые многими организациями, работающими удаленно, фактически не используются.
О необходимости подобных изменений говорилось неоднократно. Так, по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое состоялось 31 января 2018 года, были даны поручения Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России и Минфином России с участием ФГУП "Почта России" проработать вопрос об использовании адреса электронной почты, в том числе с использованием Единого государственного портала государственных и муниципальных услуг, в качестве регистрационного адреса юридического лица в целях снижения затрат малого бизнеса при государственной регистрации юридических лиц и осуществлении предпринимательской деятельности.
Также, по итогам совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова, которое состоялось 22 января 2021 года, АО "Корпорация "МСП" с участием Минэкономразвития России, Минфина России, ФСБ России, ФНС России, Казначейства России и Банка России было дано поручение проработать предложения в части возможности введения электронного адреса регистрации предприятий (Business ID).
Кроме того, по результатам исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в 2020 году, 62% представителей микро- и малого бизнеса поддерживают инициативу об отмене обязательного указания юридического адреса при регистрации компании. При этом в качестве альтернативы юридическому адресу респонденты предложили использовать в качестве инструмента идентификации компании кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (38%) или данными открытых банковских счетов (37%).
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 54 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность регистрации юридических лиц по электронному адресу, сформированному в специальной государственной информационной системе при создании учетной записи (личного кабинета) юридического лица.
При этом указанная информационная система должна обеспечивать техническую возможность получения юридическим лицом юридически значимых сообщений. Предполагается, что связь будет осуществляться как непосредственно направлением сообщений в личный кабинет юридического лица (по аналогии с доставкой сообщений в аккаунт лица на портале Госуслуг), так и направлением электронных писем по адресу электронной почты, который должен быть привязан к личному кабинету юридического лица и с помощью которого будет осуществляться, в том числе его идентификация в информационной системе. Кроме того, информационная система должна обеспечивать техническую возможность определения места нахождения органа или представителя юридического лица. Предполагается, что без указания места жительства (нахождения) представителя юридического лица и без его подтверждения в результате межведомственного взаимодействия регистрация личного кабинета юридического лица и, как следствие, регистрация юридического лица по электронному адресу будет невозможна.
Таким образом, с помощью указанной информационной системы должны быть минимизированы риски невозможности определения лица, осуществляющего управление юридическим лицом, и риски невозможности проведения контрольных мероприятий налоговыми и иными государственными органами.
В предлагаемой редакции изменений сохраняется существующий подход к определению места нахождения юридического лица. При этом информационная система, в которой создаётся личный кабинет юридического лица, должна также обязательно содержать сведения о месте нахождения юридического лица путем указания населенного пункта (муниципального образования), в пределах которого предполагается нахождение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Также законопроектом предполагаются изменения в части указания адреса юридического лица при его регистрации по электронному адресу. В данном случае в ЕГРЮЛ вместо адреса фактического места нахождения офиса организации будет указываться соответствующий электронный адрес, по которому осуществляется общий доступ к учетной записи (личному кабинету) юридического лица, а также адрес электронной почты, связанный с учетной записью (личным кабинетом) юридического лица, для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Таким образом, по сути, законопроектом создаются организационные предпосылки для регистрации юридических лиц по виртуальному (электронному) адресу. Конкретный порядок электронной регистрации должен быть определен в законе о государственной регистрации юридических лиц после создания соответствующей информационной инфраструктуры (информационной системы).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не повлияет отрицательно на достижение целей государственных программ и не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов, содержащие аналогичные нормы, предлагаемые к рассмотрению законопроектом.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 54 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 54 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 54 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 54 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 54 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 54 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.