Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 399757-8 "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части сокращения категорий иностранных граждан, освобожденных от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство"
Досье на проект федерального закона
В последнее время российское общество все чаще сталкивается с вызовами, связанными с активным привлечением в Россию неквалифицированных иностранных работников. В этой связи одной из ключевых проблем остается обеспечение должного уровня интеграции мигрантов в российское общество, их усвоения российской культуры, уважительного отношения к российским ценностям и правовым нормам.
По имеющимся данным, рост притока в Россию трудовых мигрантов из зарубежья продолжает расти. Так, главное управление по вопросам миграции отмечает существенный рост числа вставших на учет иностранцев в России - с 13,4 (2022 год) млн до 16,9 (2023), что означает увеличение количества постановок на 26%. Согласно статистике, опубликованной в ЕМИСС, за 2022 г. с целью работы в Россию въехало 3,5 млн иностранцев против 2,6 млн в 2021 г. При этом основной приток трудовых мигрантов происходит за счет приезжих из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Таким образом, приведенные цифры фиксируют увеличение миграционных потоков и демонстрируют, что актуальность данной проблематики будет продолжать возрастать.
В то же время обращает на себя внимание устойчивый рост преступности среди мигрантов, формирование криминогенной обстановки, особенно в местах их компактного проживания. Так, согласно данным Следственного комитета Российской Федерации, озвученным Александром Бастрыкиным, в России ежегодно фиксируется рост преступности иностранных граждан: в 2021 году - на 6%, а в 2022 году число совершенных мигрантами тяжких и особо тяжких деяний в стране выросло на 37% с 11 000 до почти 15 000 деяний. В общей сложности, в 2022 году всеми правоохранительными органами было расследовано 37 000 преступлений мигрантов из других стран, при этом порядка 60% правонарушений были совершены жителями среднеазиатских республик. Обращает на себя внимание и распространение экстремистских настроений среди мигрантов. Так, в 2022 году неоднократно организовывались провокации с целью вовлечения мигрантов в протестные акции на территории России.
Обеспечить необходимый уровень способности мигрантов к интеграции в российское общество призваны установленные законодательством Российской Федерации требования к уровню знаний русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации, необходимых иностранным гражданам для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента. Предъявление данных требований мотивируют иностранных граждан к изучению русского языка, социальных и культурных особенностей России, а также оценивает их готовность к адаптации к жизни в российском обществе, бесконфликтной жизни с гражданами нашей страны.
Однако, п. 5 Федерального закона от 08.12.2020 N 412-ФЗ содержит достаточно широкий перечень иностранных граждан, освобождённых от необходимости подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство, что минимизирует эффективность вышеобозначенного требования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 5 статьи 15.1 указанного Федерального закона
В связи с этим настоящим Федеральным законом предлагается сократить количество категорий иностранных граждан, которые на данный момент освобождены от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Так, предлагается уточнить подпункт 1 пункта 5 статьи 15.1, установив, что граждане, ограниченные в дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, соответствующему освобождению не подлежат.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается снизить возраст иностранных граждан, подлежащих освобождению от подтверждения соответствующих знаний о России до четырнадцати лет, в связи с тем, что лицо этого возраста и ниже с большой вероятностью станет обучаться в российской школе и, будучи в возрасте формирования личности и идентичности, усвоит все необходимые знания о русском языке, русской культуре. Вместе с тем иностранный гражданин более старшего возраста с меньшей вероятностью станет обучающимся российских школ. При этом представляется, что он уже достиг возраста, когда самостоятельное усвоение минимальных знаний о России, необходимых для сдачи соответствующих тестов, не должно представлять для него существенных трудностей.
Также, законопроект исключает освобождение от подтверждения соответствующих знаний иностранных граждан мужчин, достигших возраста шестидесяти пяти лет и женщин, достигших возраста шестидесяти лет. Внесение названных изменений, в частности, обусловлено тем, что во время трудовой деятельности родителей данными лицами будет осуществляться воспитание малолетних внуков. Кроме того, знания русского языка необходимо для нормального социального взаимодействия граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Следовательно, для обеспечения необходимого уровня воспитания ребенка-жителя России и для иных вопросов критически важно, чтобы они обладали базовыми знаниями о русском языке, русской культуре и законодательстве страны проживания.
Одновременно с этим сохраняется освобождение данных лиц от сдачи подтверждающих тестов в случае наличия сына или дочери, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации.
Новеллой также является положение законопроекта, исключающего освобождение совершеннолетнего иностранного гражданина, имеющего родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего в Российской Федерации, от сдачи подтверждающих тестов. Представляется, что один факт наличия родителя-гражданина Российской Федерации не является гарантией того, что взрослый сын или дочь данного родителя сможет успешно интегрироваться в российское общество. В то же время, для совершеннолетнего иностранного гражданина, как представляется, освоение необходимой информации и ее подтверждение не окажет существенного затруднения и положительно скажется на темпах его социализации в российском обществе.
Таким образом, принятие законопроекта будет способствовать более успешной адаптации иностранных граждан, временно либо постоянно проживающих в Российской Федерации, к социокультурным условиям российского общества и, как следствие, снизит риски возникновения социальной напряженности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части сокращения категорий иностранных граждан, освобожденных от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части сокращения категорий иностранных граждан, освобожденных от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство"
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.