Досье на проект федерального закона
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) женщины, родившие двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, вправе претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
При этом названные законоположения не предусматривают для указанной категории женщин, работавших как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, возможности учета их периодов работы, аналогично порядку, установленному в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ, согласно которому каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Такие различные подходы в вопросах учета периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости не позволяют претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, при наличии страхового стажа и "смешанного" стажа работы (когда имеется как период работы в районах Крайнего Севера, но менее 12 лет, так и период работы в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, но менее 17 лет).
В отношении женщин, указанных в пункте 2 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ, установлены различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, а именно, граждан, имеющих "смешанный" стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно указывал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Подготовленным законопроектом предлагается установить единообразный подход к исчислению периодов работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и распространить на женщин, родивших двух и более детей и достигших возраста 50 лет, норму, в соответствии с которой каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Данное изменение повысит социальную защищенность женщин и стимулирование рождаемости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей и достигшим возраста 50 лет)
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей и достигшим возраста 50 лет) повлечет дополнительные расходы федерального бюджета.
По данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (письмо от 22 марта 2023 года N ТС-02-16/43737), в случае принятия вышеуказанного Федерального закона, дополнительно потребуется в 2024 году - 4,54 млрд рублей, в 2025 году - 5,83 млрд рублей, в 2026 году - 7,34 млрд рублей.
Численность предполагаемых получателей пенсии, назначенной по данному основанию, в 2024 году составит 16 270 человек, в 2025 году - 19 900 человек, в 2026 году - 23 770 человек.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей и достигшим возраста 50 лет)
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, а также принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.