Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 400492-8 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
При осуществлении прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о мошенничествах с недвижимым имуществом установлено, что на территории Санкт-Петербурга существенное количество преступлений в указанной сфере совершается в отношении выморочного имущества, то есть имущества, которое после смерти его собственника по различным причинам не перешло к законным наследникам и его собственником становится субъект Российской Федерации - город Санкт-Петербург.
В период 2019 - 2021 годов следственными органами Санкт-Петербурга направлено в суд 77 уголовных дел в отношении 151 лица о хищении выморочного имущества, оставшегося после смерти лиц, не имевших наследников. В рамках данных уголовных дел расследовано 146 преступлений - хищений квартир, совокупная рыночная стоимость которых составила более 665 000 000 рублей.
Так, в производстве Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу находилось уголовное дело о совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В ходе предварительного следствия установлено, что в период с 21.03.2019 по 23.10.2019, злоумышленники, используя поддельные паспорт гражданина Российской Федерации и документы о родстве с умершим, путем обмана нотариуса вступили в наследство, тем самым совершили мошенничество, то есть приобретение права на чужое имущество - квартиру умершего, стоимость которой составляет более 4 000 000 рублей, причинив ущерб городу Санкт-Петербургу в особо крупном размере, которому в соответствии со статьей 115 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на указанную квартиру должно было перейти в связи с ее признанием выморочным имуществом.
Таким образом, хищение выморочного имущества производится путем предоставления мошенниками нотариусам нотариального округа города Санкт-Петербурга поддельных документов о родстве с умершими одинокими лицами. Не проверяя подлинность представленных документов, нотариусы выдают свидетельства о праве на наследство по закону, поскольку проверка документов на подлинность - это право нотариуса, а не обязанность, что закреплено в Законе "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".
Для предотвращения хищения выморочного имущества по всей территории Российский Федерации полагаем целесообразным внести изменения в Закон "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", утвержденный Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года за N 4462-1, в соответствии с которыми обязать нотариусов при ведении наследственных дел проводить проверки подлинности предоставленных документов о родстве путем получения информации из Федеральной государственной информационной системы "Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния" или направления уточняющих запросов в органы записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС), их выдавшие.
Одновременно, для закрепления права нотариусов направлять уточняющие запросы в органы ЗАГС с целью проверки подлинности предоставленных документов о родстве в часть 3 статьи 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-Ф3 "Об актах гражданского состояния", в перечень органов государственной власти и должностных лиц, которым орган ЗАГС по запросу сообщает сведения о регистрации актов гражданского состояния, необходимо включить нотариусов.
Указанные изменения в законодательстве не потребуют дополнительных бюджетных затрат, позволят предотвращать совершение мошеннических действий с выморочным имуществом на всей территории Российской Федерации, приведут к увеличению жилищного фонда в субъектах Российской Федерации и позволят уменьшить очереди среди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" не потребует признания утратившими силу и приостановления действия ранее принятых законов и других нормативных актов или отдельных их положений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.