Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить правовое регулирование старательской деятельности, осуществляемой гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1 проекта к предмету его регулирования относится установление особенностей использования и обращения золота, добытого старателями. При этом согласно статье 16 законопроекта использование и обращение добытого золота осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон), с учетом особенностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Иных положений, определяющих особенности осуществления указанной деятельности, проект не содержит. В связи с этим указанная проектируемая норма нуждается в уточнении.
Проектом к законодательству Российской Федерации о старательской деятельности предлагается относить проектируемый федеральный закон и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 4 проекта). Данное положение нуждается в корректировке, поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт "в" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проектом предусматривается перечень земель, земельных участков и водных объектов (частей водных объектов), которые не могут быть включены в границы территорий и частей водных объектов, на которых осуществляется старательская деятельность (часть 4 статьи 3 проекта). Так, согласно подпункту 15 части 4 указанной статьи проекта старательская деятельность не может осуществляться на землях и земельных участках, на которых расположены особо защитные участки лесов или защитные леса, указанные в статье 112, пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114, статьях 115 и 116 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом указанное ограничение не распространяется на леса, расположенные в водоохранных зонах, горно-санитарные леса (статья 113, пункт 5 части 1 статьи 114 указанного Кодекса), которые также имеют особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 17 проекта к предмету регионального государственного контроля (надзора) за старательской деятельностью относится соблюдение обязательных требований, в том числе к проведению по завершении старательской деятельности отдельных мероприятий по восстановлению старательного участка и части водного объекта, предусмотренных в пунктах 3-5 части 3 статьи 15 проекта. Обращаем внимание, что частью 3 статьи 15 проекта предусматривается единый комплекс мероприятий по восстановлению участка, а перечень таких мероприятий не является исчерпывающим. В связи с этим необходимо дополнить предмет регионального государственного контроля (надзора) требованиями по восстановлению первоначального рельефа участка, по вывозу отходов и ликвидации загрязнений (пункты 1, 2 части 3 статьи 15), по проведению иных мероприятий, определяемых Правительством Российской Федерации (пункт 6 части 3 статьи 15).
Статья 18 проекта, определяющая порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, добытых в результате осуществления старательской деятельности, содержит некорректную ссылку на статью 26.1 Федерального закона. Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предмет контроля должен определяется соответствующим федеральным законом о виде контроля.
Наименование вида государственного контроля (надзора) "федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства", используемое в части 2 статьи 3 проекта, необходимо привести в соответствие с положением статьи 43.2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.