Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 405607-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - законопроект) разработан в целях защиты прав потребителей, использующих платные цифровые подписки (каждый четвертый потребитель в Российской Федерации).
Чаще всего у потребителей подписки оформлены как мультиподписки или цифровые подписки на музыкальные, кино и видеосервисы. Денежные средства за использование цифровых подписок обычно списываются с периодичностью раз в месяц. Многие компании уведомляют потребителей о наличии цифровой подписки и списании средств за нее. Но в пятой части случаев потребители не получают от компаний (владельцев сервисов) соответствующих уведомлений, такие компании при этом ссылаются на отсутствие такой обязанности.
При использовании цифровых подписок у потребителей в настоящий момент возникают следующие трудности:
- отслеживание платных подписок;
- отмена подписки после завершения пробного (бесплатного) периода;
- несоответствие сервиса по подписке заявленному продавцом предложению или одностороннее изменение продавцом условий без надлежащего уведомления потребителя;
- автоматическое продление платных подписок без предварительного подтверждения;
- списание денежных средств за подписку без предварительного уведомления;
- сложности при отказе и (или) отмене подписки.
Половина потребителей справляется с данными трудностями лично, через взаимодействие с компаниями, на что потребители и компании тратят собственные ресурсы.
Также за последнее время, стали актуальными вопросы списания маркетплейсами денежных средств с банковских счетов (платежных инструментов) потребителей, которые удалены с площадок в качестве средства платежа.
Законопроектом предусматривается следующее:
1) Продавец (исполнитель), который взаимодействует (дает доступ к контенту и т.д.) с потребителем на основании абонентского договора за периодические платежи, обязан за сутки до очередного платежа направить потребителю уведомление о предстоящем списании. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию о том, как прекратить подписку, а также ссылку, где можно отказаться от подписки. В случае списания денежных средств без уведомления потребителя, продавец (исполнитель) обязан будет их вернуть потребителю.
2) Предусматривается, что вне зависимости от даты отказа потребителя от подписки она действует до следующего периодического платежа, за исключением случая, когда отсутствует надлежащее и своевременное уведомление потребителя. Таким образом, если потребитель заплатил за годовую подписку и отказался от нее по истечении 6 месяцев, она продолжает действовать до конца годового периода, при этом ранее уплаченные потребителем средства не возвращаются, за исключением случаев некачественной работы подписки,
3) Для исключения злоупотреблений со стороны продавцов в сети "Интернет", которые списывают деньги с банковских карт, ранее указанных в качестве платежного средства, а затем удаленных, предусматривается, что продавец не может списать средства с карты потребителя, которая ранее была удалена с площадки до момента приобретения товара (работы, услуги).
4) В целях контроля за содержанием информации на странице онлайн-сервиса в сети Интернет, за исполнением владельцами сервисов обязанности по направлению пользователям уведомлений о предстоящем списании, контролю за неразмещением и (или) неполнотой, а равно достоверностью сведений, содержащихся в Правилах пользования платными подписками, размещаемых на сайте сервиса, предлагается наделение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) соответствующими полномочиями по контролю. При этом сам порядок такого контроля должен быть определен в федеральном законе с учетом требований законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности.
5) Надлежащее исполнение проектируемых норм закона планируется обеспечивать со стороны контрольно-надзорных органов. Для этого предполагается наделение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) полномочиями по контролю за исполнением продавцами (исполнителями) обязанности по осуществлению безналичных расчетов исключительно с согласия потребителя, направлению потребителю предварительного уведомления о предстоящем списании, а также соблюдению запрета на списание денежных средств с банковских счетов, в отношении которых потребителем были совершены действия, направленные на отказ от списания с соответствующих счетов (удалены из баз продавца (исполнителя), а Роскомнадзор полномочиями по контролю за соблюдением требований к форме, составу и размещению продавцом (исполнителем) на странице сайта в сети "Интернет" информации о технической возможности отказа потребителя от договора.
При этом для единообразного исполнения нормы о размещении продавцом (исполнителем) информации о технической возможности отказа потребителя от договора (в первую очередь для удобства потребителей) предусматривается разработка Роскомнадзором, по согласованию с Роспотребнадзором, соответствующих требований.
6) Законопроектом предусмотрен отлагательный срок вступления в силу 1 марта 2024 года для адаптации владельцев сервисов к новым требованиям. По этой же причине законопроект в настоящее время не предусматривает административной ответственности за нарушение вышеуказанных норм. Такую административную ответственность, в том числе меры административных наказаний, предлагается определить позднее по итогам мониторинга исполнения новых норм.
Внесение изменений, предусмотренных законопроектом, окажет положительное влияние на развитие сферы оказания услуг по подпискам, урегулирует не только возникающие трудности у потребителей, но и придаст услугам по подпискам большую прозрачность и однозначность правоприменения.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" не потребует дополнительных финансовых расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.