Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 407982-8 "О внесении изменения в статью 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время действующее законодательство не запрещает передавать негосударственным организациям или индивидуальным предпринимателям право фиксировать административные правонарушения в области дорожного движения с использованием принадлежащих им и работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в целях привлечения собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности в соответствии с главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Передавать функции видеофиксации в частном порядке возможно в соответствии с ФЗ 115 "О концессионных соглашениях", причем такая передача может осуществляться и в адрес иностранных организаций. Частный инвестор за свой счет приобретает и обслуживание видеооборудование, а ГИБДД лишь предоставляет места установки такого оборудования, то есть ГИБДД само не занимается установкой таких камер. Важное обстоятельство заключается в том, что расходы инвестора покрываются из сумм оплаченных штрафов, зафиксированных камерой, в виде фиксированного процента. Соответственно, действия любого инвестора направлены на получение как можно большей прибыли.
Главной целью действующего законодательного регулирования являлось увеличение зон контроля над дорожным движением для уменьшения нарушений правил дорожного движения, при этом государственные структуры не несут дополнительных расходов для реализации подобных мероприятий. С другой стороны, совершенно очевиден и тот факт, что бюджет не только не несет расходы на установку комплексов фиксации, но, напротив, получает поступления в местный бюджет от каждой единицы видеооборудования. В связи с чем, говорить об эффективной работе уполномоченных лиц в части выявления нарушений в установке и обслуживании видеооборудования не приходится, так как им это не выгодно: чем больше нарушений, тем больше средств получит местный бюджет.
Согласно информации из открытых источников частный инвестор в среднем по России может получать от работы таких комплексов фиксации не менее 8 миллионов рублей в день. И чтобы эта сумма стабильно не снижалась владельцы оборудования используют различные методы для увеличения доходности. Например, они устанавливаются не на участках с высокой аварийностью, а в местах, где собственники (владельцы) транспортных средств часто допускают незначительное нарушение скоростного режима, либо неверно устанавливают комплексы фиксации, что приводит к увеличению показателей погрешности, чем существенно нарушают права собственников (владельцев) транспортных средств. И в подобных ситуациях вопрос увеличения уровня безопасности дорожного движения не решается, что прямо противоречит нормам законодательства.
Обжалование таких необоснованно вынесенных постановлений на основании фиксации административных правонарушений передвижными частными камерами видеофиксации связано со значительными временными, физическими, моральными и материальными издержками, в том числе в связи с тем, что такие камеры, в отличие от стационарных комплексов, могут менять свое расположение практически ежедневно.
Данная проблема имеет большой общественный резонанс. Так Президент В.В. Путин дал поручение ужесточить правила видеофиксации и увеличить штрафы владельцев комплексов фиксации за неправильное их использование.
В целях защиты прав собственников (владельцев) транспортных средств законопроектом вносится изменение в статью 2.6.1 КоАП РФ, согласно которому работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи должны находиться исключительно в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Одновременно законопроектом предлагается установить, что требования к функциональным свойствам указанных средств, а также порядок определения мест их установки определяются Правительством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.