Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 407517-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах" разработан в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 25 января 2023 г. N АБ-П13-820 и от 3 февраля 2023 г. N АБ-П13-1428, а также с пунктом 1 Плана мероприятий ("дорожной карты") развития организованной (биржевой) торговли на отдельных товарных рынках на 2023 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 4140-р, согласно которому развитие ликвидного товарного рынка на ключевые группы товаров обеспечит формирование национальных ценовых товарных индикаторов на эти товары, что приобретает особое значение в условиях санкций, когда российская экономика фактически изолируется от внешних рынков и лишается возможности использовать международныё ценовые индикаторы.
Законопроектом предусмотрено внесение дополнений в статью 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-Ф3 "Об организованных торгах", обеспечивающее расширение объемов организованных торгов, что будет способствовать совершенствованию механизмов ценообразования.
Законопроектом предусматривается, что перечень отдельных видов товаров и нормативы (порядок определения нормативов) в отношении количества товаров, продажу которых хозяйствующие субъекты должны осуществлять на организованных торгах, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. При этом, если федеральными законами не предусмотрено иное, указанные нормативы не могут превышать 25 процентов от объема производства хозяйствующим субъектом соответствующего вида товара.
Правительством Российской Федерации также должны быть определены критерии, при соответствии которым на хозяйствующие субъекты распространяются установленные нормативы (порядок определения нормативов), компетентный орган, уполномоченный осуществлять контроль за выполнением хозяйствующими субъектами установленных формативов (порядка определения нормативов), а также могут быть установлены условия и порядок уменьшения указанными хозяйствующими субъектами объема продаж товаров на организованных торгах.
Поскольку законопроект направлен на расширение объемов организованной торговли, вступление его в силу будет способствовать совершенствованию механизмов ценообразования. В свою очередь, формирование цен на товарном рынке в значительной мере снижает (устраняет) необходимость использования административных мер по сдерживанию необоснованного повышения цен на товары.
Законопроект направлен на создание новой инфраструктуры торговли товарами посредством предоставления экономических и правовых условий для формирования в Российской Федерации электронных торговых площадок (маркетплейсов товарного рынка) для проведения организованных торгов товарами (сырьем и готовой продукцией) на базе лицензии торговой системы, выдаваемой (по аналогии с лицензией биржи) Банком России. Представляется, что развитие таких площадок способствует формированию качественных данных, используемых для определения товарных индикаторов.
В настоящее время в Российской Федерации уже существует сложившаяся биржевая инфраструктура, ориентированная в основном на предоставление стандартизированных сервисов для участников крупнооптового рынка. Вместе с тем в связи с растущим спросом на развитие сервисов по организованным торгам товарами в декабре 2021 года Банком России принято решение о выдаче первой лицензии торговой систему, которая по своей сути является упрощенным вариантом лицензии биржи. Такие площадки могут являться проводниками более гибких и удобных сервисов для заключения сделок купли-продажи товаров, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В то же время наблюдается тенденция к появлению электронных торговых площадок, которые фактически осуществляют деятельность, являющуюся предметом регулирования Закона об организованных торгах, но без соответствующей лицензии и соблюдения требований, обеспечивающих прозрачность правил и хода торгов, а также защиту прав и законных интересов участников таких торгов.
В целях масштабирования опыта по созданию электронный сервисов онлайн-торговли товарами на прозрачном и регулируемом поле, привлечения новых участников законопроектом предполагается модернизировать регулирование торговых систем, в основе которого лежит применение регуляторных решений с учетом общих издержек участников рынка, применение пропорционального и риск-ориентированного подходов с учетом специфики товарного рынка.
Минимальный размер собственных средств для торговой системы, оказывающей услуги по проведению торгов только на товарном рынке, снижается с 50 до 5 миллионов рублей. При этом в целях недопущения регуляторного арбитража с биржами в данном случае предусмотрено ограничение масштабов деятельности (годового объема торгов), отнесенное к компетенции Банка России на уровне нормативного акта в части установления числового значения и методики его расчета. Систематическое превышение числового значения предельного годового объема торгов должно сопровождаться обязательством по докапитализации (увеличению размера собственных средств до 50 миллионов рублей) или получению лицензии биржи (с размером собственных средств в размере 100 миллионов рублей) в установленном Банком России порядке и осуществлением деятельности по проведению организованных торгов с более высокими регуляторными требованиями, если числовое значение показателя объема торгов не будет снижено в течение срока, предусмотренного законопроектом, до размера, не превышающего установленное нормативным актом Банка России числовое значение.
Одновременно для торговых систем с минимальным размером собственных средств в 5 миллионов (далее - товарные торговые, системы) предлагается установить квалификационные требования на уровне нормативного акта Банка России, которые будут учитывать характер и масштаб совершаемых операций, уровень и сочетание принимаемых рисков. Также законопроект освобождает товарные торговые системы от обязанности организации внутреннего аудита, если нормативным актом Банка России не установлено иное.
Проектом федерального закона устанавливаются в отношении товарных торговых систем пониженные требования, открывающие возможности для создания площадок регионального уровня, перетока фрагментированной внебиржевой торговли в прозрачный регулируемый рынок.
Так, законопроект направлен на решение следующих ключевых задач на товарном рынке:
- упростить допуск новых участников к организованному "товарному рынку, сделать его более доступным и привлекательным для МСП;
- способствовать развитию мелкооптового сегмента рынка, вовлечь в организованные торги новые товарные группы;
- сформировать базу для внутреннего обращения товаров, оценки емкости сегментов товарного рынка и инфраструктуру формирования товаропроводящих цепочек;
- способствовать развитию системы национальных индикаторов (индексов) на товары, внутреннего ценообразования, снижению зависимости от информации зарубежных ценовых агентств.
Регуляторные послабления будут способствовать появлению и развитию новых торговых площадок, формированию благоприятных условий для предпринимателей и созданию надежных каналов сбыта и приобретения товаров.
Таким образом, проект федерального закона обеспечит расширение объемов организованной торговли, что будет способствовать совершенствованию механизмов ценообразования товаров и ценовых индикаторов, а также позволит сформировать оптимальное регулирование деятельности товарных торговых систем на товарном рынке, предусматривающее сохранение основных преимуществ организованных торгов по защите рыночной информации, предоставлению недискриминационного доступа к торгам.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах" не потребуют дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.