Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (далее - проект федерального закона) разработан с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам граждан, безопасности государства, предупреждения нарушений операторами связи требований в сфере связи, в том числе связанных с осуществлением уполномоченными государственными органами оперативно-розыскной деятельности и обеспечением безопасности Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О связи" в части уточнения процедуры предоставления лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия), установив, что в определенных случаях к заявлению о предоставлении лицензии прилагается схема построения сети связи. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) направляет в ФСБ России схему построения сети связи. ФСБ России в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня представления, рассматривает схему построения сети связи и направляет в Роскомнадзор согласование либо отказ в согласовании указанной схемы с обоснованием.
В случае продления лицензиатом срока действия лицензии или внесения изменений в реестр лицензий в области связи, если лицензионные требования испрашиваемой лицензии содержат условие по обеспечению реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в заявлении указываются реквизиты акта ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на вводимой в эксплуатацию сети связи, при его отсутствии - плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласованного с ФСБ России.
В связи с нежеланием финансировать приобретение необходимого оборудования многие компании и предприниматели, действующие в сфере связи, уклоняются от внедрения системы оперативно-розыскных мероприятий (далее - СОРМ).
Результаты контрольной (надзорной) деятельности показывают, что не все операторы связи в полном объеме обеспечивают реализацию СОРМ или не обеспечивают совсем.
По информации Роскомнадзора, количество выявленных нарушений лицензионных требований, связанных с реализацией требований СОРМ, составило:
за 2017 год - 1788 нарушений (258 нарушителей - юр. лица);
за 2018 год - 1292 нарушений (237 нарушителей - юр. лица);
за 2019 год - 1237 нарушений (196 нарушителей - юр. лица);
за 2020 год - 867 нарушения (177 нарушителей - юр. лица);
за 2021 год - 1110 нарушений (206 нарушителей - юр. лица).
Принятие законопроекта позволит не допустить на рынок телекоммуникационных услуг недобросовестных операторов связи, не выполняющих обязательные лицензионные требования в части внедрения СОРМ, а также продолжить борьбу с использованием телефонных звонков с подменой номера вызывающего абонента в мошеннических целях или для распространения заведомо ложных сообщений об угрозах террористических актов.
В части исключения требуемых от соискателя лицензии (лицензиата) избыточных документов законопроектом предлагается исключить предоставление описания услуги связи, а также плана и экономического обоснования развития сети связи.
Законопроектом нормы Федерального закона "О связи" дополняются основаниями для отказа в продлении срока действия лицензии и во внесении изменений в реестр лицензий в области связи на основании заявления лицензиата в случае непредставления лицензиатом акта ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, или при его отсутствии плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласованного с ФСБ России.
Принятие проекта федерального закона не повлечет затрат субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц.
Проект федерального закона не затрагивает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решения, предлагаемые проектом федерального закона, не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не ухудшит социально-экономическое положение субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку устранит отдельные экономические барьеры и упростит изменение правового регулирования в зависимости от совершенствования технологий связи.
Законопроект содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Так как законопроект содержит положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, то срок вступления в силу установлен 1 сентября 2024 г. в соответствии с Федеральным законом 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" потребует:
I. Внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. В постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Разработка акта осуществляется в соответствии с текстом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Разработчик - Минцифры России.
Срок принятия - до 1 апреля 2024 г.
2. В постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность".
Разработка акта осуществляется в соответствии с текстом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Разработчик - Минцифры России.
Срок принятия - до 1 апреля 2024 г.
II. Принятие приказа Минцифры России "Об утверждении Требований к содержанию схемы построения сети связи и плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий".
Разработка акта осуществляется в соответствии с текстом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Разработчик - Минцифры России.
Соисполнители - ФСБ России, Роскомнадзор.
Срок принятия - до 15 мая 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.