Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе" (далее - "законопроект") направлен на совершенствование правового регулирования отношений в области защиты интересов потребителей рекламы.
Законопроектом предлагается при прерывании телепрограммы или телепередачи рекламой сопровождать такое прерывание демонстрацией обратного отсчета времени до конца показа рекламы.
В настоящее время телевидение в жизни россиян является универсальным источником информации, который оперативно информирует о происходящих событиях и делает человека включённым в жизнь общества и новостную повестку. Более того, телевидение является неотъемлемым элементом и индикатором комфорта, цивилизации, демонстрирующим вовлеченность человека в современную жизнь.
Важность и неотъемлемость данного социального института, подтверждает ряд исследований. Так, по аналитике "Mediascope" доля россиян, которые "хотя бы иногда" смотрят телевизор, в первом квартале 2023 года составила 98%, что превышает на 15% долю тех, кто "хотя бы иногда" заходит в интернет 1.
По результатам исследований ФОМ от 14 февраля 2023 года 62% россиян узнают новости из ТВ-программ 2.
Однако, наряду с положительными аспектами, телевидение также несет в себе определенный негативный потенциал. Один из самых ярких примеров этого - навязчивая и агрессивная реклама.
Просмотр навязчивой и агрессивной рекламы вызывает раздражение и негативное отношение у зрителей, которые к тому же лишены возможности оценить длительность такой рекламы.
Таким образом, в настоящее время происходит противоречие общему принципу равенства сторон. Так, рекламораспространителю как одной из сторон правоотношений известны время и дата демонстрации рекламы, в свою очередь, для потребителя, другой стороны этих отношений, время демонстрации рекламы остается неизвестным.
Другой пример, подтверждающий отсутствие равноправия - зрителю доступна телепрограмма передач, в которой закреплено чёткое время показа телепередач, позволяющее зрителю контролировать своё время, при этом при демонстрации рекламы потребитель такой рекламы не может определить время её показа, соответственно потребитель рекламы остается в неведении.
На основании вышеизложенного, в целях защиты интересов, сохранения здорового эмоционального состояния и времени большинства граждан Российской Федерации предлагается обязать рекламораспространителей информировать потребителя рекламы о времени до возобновления показа телепрограммы или телепередачи.
------------------------------
1 Доля смотрящих телевизор оказалась больше, чем заходящих в интернет // РБК URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/21/04/2023/644241819a794720778290aa (дата обращения: 14.08.2023).
2 Источники информации: предпочтения россиян // Фонд Общественное Мнение URL: https://fom.ru/SMIi-internet/14835 (дата обращения: 14.08.2023).
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе" не потребует дополнительные расходы федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.