Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 433783-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях развития портовых мощностей для перевалки опасных жидких, опасных сухих и неопасных сухих минеральных удобрений, аммиака и метанола в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) в границах водоохранных зон запрещается размещение химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. К таким веществам относятся многие товарные продукты химической отрасли Российской Федерации, крупнейшими из них по объему экспорта через морские порты являются аммиак, метанол, аммиачная селитра (нитрат аммония) и нитрат калия.
Исторически все специализированные терминалы для перевалки в морской транспорт химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ строились в морских портах Украины и стран Прибалтики, при этом такие грузы российских производителей отгружались на экспорт транзитом через морские порты данных сопредельных государств. Введенные ограничительные меры в отношении Российской Федерации закрыли доступ российским производителям к морским портам сопредельных государств.
При этом на территории Российской Федерации фактически отсутствует портовая инфраструктура для перевалки аммиака, метанола и других опасных химических грузов, в то время как дефицит портовых мощностей для перевалки опасных химических грузов в сложившейся ситуации составляет порядка 6 млн. тонн в год.
Требуется срочное строительство специализированных терминалов, предназначенных для хранения и перевалки аммиака, метанола и других химических опасных грузов. Для этого необходимо снять действующие регуляторные ограничения, прежде всего устранить законодательное ограничение для территорий морских портов на размещение и хранение химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ в пределах водоохранной зоны, установленное пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса.
Частью 8 статьи 65 Водного кодекса установлено, что ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. В связи с этим территория, расположенная в границах территории морского порта в пределах 500 метров от береговой линии моря, относится к водоохранной зоне моря. Данное ограничение не позволяет строить специализированные комплексы для перевалки в морской транспорт вышеуказанных грузов в российских морских портах.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 65 Водного кодекса, предусматривающие исключение территорий морских портов из-под запрета на размещение в водоохранной зоне на территории морских портов аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия, но за пределами прибрежных защитных полос. При этом, перечень, портов на территории которых допускается размещение специализированных хранилищ будет утверждаться отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации.
С целью исключения отрицательного воздействия на качество водных ресурсов по причине хранения аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия в специализированных хранилищах, размещенных в водоохранных зонах морских портов, законопроектом предусмотрены нормы, вносящие изменения в статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия, планируемых к размещению в границах водоохранных зон на территориях морских портов.
Отсутствие запретов на размещение в морских портах специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия соответствует общемировой практике. Во всех крупных морских портах Европы, Америки, стран Ближнего Востока и Азии, а также стран Прибалтики и на Украине специализированные хранилища аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия располагаются в непосредственной близости от береговой линии, что обеспечивает минимизацию рисков негативного влияния на окружающую среду при перевалке данного вида груза. Отсутствие дополнительных операций по перегрузке позволяет сохранять качество продукции, а также минимизировать расходы и время, затрачиваемые на перевалку.
Также законопроектом предлагается актуализировать статью 47 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на предмет введения положения о том, что при эксплуатации и размещении специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры (нитрата аммония) и нитрата калия на территории морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.
Данное изменение сформулировано по аналогии с требованиями к хранению пестицидов и агрохимикатов, содержащимися в статье 19 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и способствует синхронизации природоохранного законодательства с другими отраслями законодательства, которые регламентируют требования к эксплуатации, размещению и хранению аммиака, метанола и других химических веществ на территории морского порта.
При этом обязательные требования в области промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Так, требования промышленной безопасности к опасным производственным объектам, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются химически опасные вещества, установлены в том числе Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденными приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 500.
Данные требования распространяются на все объекты, относящиеся к химически опасным производственным объектам (в том числе по объемам хранения аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия) вне зависимости от их расположения, в том числе по отношению к морским портам и границам прибрежных защитных полос.
Законопроект направлен на обеспечение экономической безопасности и устойчивого развития экономики Российской Федерации в условиях беспрецедентных санкционных ограничений, геополитической нестабильности, а также на создание условий для строительства необходимой логистической инфраструктуры в Российской Федерации.
При этом реализация законопроекта предполагает заключение долгосрочных инвестиционных соглашений, в том числе на принципах государственно-частного партнерства по строительству в российских портах специализированных хранилищ аммиака, метанола и других химических веществ, горизонт планирования которых может значительно превышать шестилетний срок.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях (далее - обязательные требования), или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия:
проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня морских портов, на территории которых допускается размещение специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, за пределами границ прибрежных защитных полос.
Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минпромторг России.
Соисполнители: Минприроды России, Минтранс России.
Срок принятия: в течение 180 дней со дня принятия законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.