Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 436549-8 "О внесении изменений в статью 189.101 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Концепция законопроекта заключается в устранении правовой неопределенности порядка удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, предъявленных в период после передачи оставшегося имущества учредителям (участникам) кредитной организации и до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации кредитной организации.
Согласно пункту 1 статьи 189.101 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) учредители (участники) кредитной организации вправе получить стоимость или часть имущества кредитной организации, оставшегося после завершения расчетов с ее кредиторами. По данным государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), за период с 2015 года по настоящее время ликвидационные процедуры завершены передачей учредителям кредитных организаций имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, в соответствии с указанной статьей Закона о банкротстве в 82 кредитных организациях.
Одновременно статьей 189.85 Закона о банкротстве установлено, что кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" вкладчик, наследник или правопреемник (их представители) вправе обратиться в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства.
По имеющейся в Агентстве статистике, за период с 1 января 2022 года, в упомянутой ситуации (после вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства и до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией) были предъявлены требования к 11 кредитным организациям на общую сумму порядка 5 млн. рублей, при этом часть таких требований являлись требованиями об уплате обязательных платежей.
В указанной связи законопроектом предлагается внести изменения согласно которым, в случае если требование кредитора к кредитной организации предъявлено в период после получения конкурсным управляющим заявлений учредителей кредитной организации о намерении получить оставшееся имущество и до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, долг кредитной организации по обязательству, связанному с удовлетворением предъявленного требования, переходит к учредителям кредитной организации. Предполагается, что обязательство перед кредитором будет исполняться учредителями кредитной организации после завершения передачи им оставшегося имущества за счет и в пределах полученного ими имущества.
При этом предлагается установить, что, если иное не предусмотрено соглашением между учредителями кредитной организации, размер удовлетворения требования по такому обязательству, каждым из учредителей, получившим оставшееся имущество, определяется пропорционально стоимости полученного им имущества. По всем перешедшим к учредителям кредитной организации обязательствам они становятся солидарными должниками.
Предлагается установить, что имущество передается учредителям кредитной организации по балансовой стоимости с учетом амортизации на дату его распределения между учредителями кредитной организации либо по решению учредителей кредитной организации - по рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке. Привлечение оценщика для определения рыночной стоимости имущества, подлежащего передаче учредителям кредитной организации, предлагается осуществлять за их счет.
Принятие законопроекта устранит отмеченную правовую неопределенность для участников рассматриваемых правоотношений, будет способствовать сокращению сроков завершения ликвидационных процедур, снизит риски невосполнения фонда обязательного страхования вкладов и недополучения доходов бюджетной системой Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 189.101 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 189.101 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 189.101 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 189.101 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.