Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 437182-8 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается предоставить право представительному органу местного самоуправления принимать решения о запрете на выдачу разрешения на строительство объектов капитального строительства или линейных объектов, если строительство таких объектов может привести к снижению доступности социальной инфраструктуры или к ухудшению качества жизни граждан на территории муниципального образования. Также законопроектом предлагается обязать представительный орган муниципального образования рассмотреть вопрос о принятии решения о запрете на выдачу разрешения на строительство объектов капитального строительства или линейных объектов в случае сбора подписей в поддержку данной инициативы в размере 1 процента от числа граждан муниципального образования. Таким образом, избираемые гражданами муниципальные депутаты будут иметь право запретить строить такие объекты как, например, высокоэтажный многоквартирный дом или эстакаду на территории парка, если строительство таких объектов ухудшит доступ к школе, поликлинике, парковым зонам или другим важным для комфортной жизни социальным объектам для жителей муниципального образования.
В настоящее время в Москве и в других субъектах РФ увеличивается дисбаланс между возможностью пользоваться социальной и иной необходимой для комфортной жизни инфраструктурой (школами, больницами, парковками, проч.) и увеличивающейся плотностью горожан на квадратный метр. Для комфортного проживания в городских условиях плотность жителей не должна превышать 15-20 тысяч человек на квадратный километр. К началу 2022 года 44 района "старой" Москвы уже достигли или превысили эти показатели. А в самом густонаселенном районе Зябликово на одном квадратном километре живут больше 30 тысяч человек. По оценкам экспертов, причины такого дисбаланса в Москве и в других регионах является отсутствие комплексного подхода в градостроительной политике при возведении многоэтажных зданий, а также отсутствие градостроительного регулирования высотности возводимых зданий. Несмотря на объективно возрастающий дисбаланс между возможностью предоставлять необходимые социальные услуги текущей инфраструктурой и увеличением плотности граждан
Средняя этажность строящихся домов в Москве составляет 27,1 этажа. Средняя этажность домов в Москве выросла более чем в два раза за последние 10 лет. При этом скорость возведения жилых домов с высокой этажностью непропорциональна строительству социальной инфраструктуры. Так, в 2017 году в Москве было 118 бюджетных организаций здравоохранения, а в 2022 году уже 106 при увеличении численности граждан на миллион человек. При выдаче разрешений на строительство вопрос с транспортной и иной инфраструктурой зачастую не рассматривается в контексте обоснованности той или иной стройки, тем более не рассматривается пропорциональность этажности дома к способности социальной инфраструктуры предоставить все услуги новых жильцам. Районы с высокой плотностью застройки, которая не привязана к существующей транспортной инфраструктуре, рискуют превратиться в неблагополучные.
Несмотря на то, что плотность горожан на квадратный метр растет непропорционально скорости строительства новой социальной инфраструктуры, не избираемые местные органы власти продолжают выдавать разрешения на строительство многоэтажных домов без учета мнения жителей муниципального образования. При этом напрямую избираемые гражданами муниципальные депутаты не обладают полномочиями каким-либо образом влиять на выдачу строительства того или иного объекта капитального строительства или линейного объекта.
В этой связи законопроектом предлагается предоставить право представительному органу местного самоуправления принимать решения о запрете на выдачу разрешения на строительство объектов капитального строительства или линейных объектов, если строительство таких объектов может привести к снижению доступности социальной инфраструктуры или к ухудшению качества жизни граждан на территории муниципального образования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.