Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона изучен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроект предусматривает внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) изменений, направленных на обеспечение привлечения лиц к уголовной ответственности за незаконное перемещение (контрабанду) алкогольной и табачной продукции как через таможенную границу Евразийского экономического союза, так и через Государственную границу Российской Федерации, по статье 226.1 УК РФ, с признанием статьи 200.2 УК РФ утратившей силу. Одновременно предлагается дифференцировать в статье 226.1 УК РФ ответственность в зависимости от предмета контрабанды, отнести контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей и особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов к преступлениям средней тяжести.
Корреспондирующие изменения вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, при этом таможенные органы и пограничные органы федеральной службы безопасности РФ наделяются правом производства дознания по уголовным делам указанной категории.
С учетом того, что алкогольная и табачная продукция признаны Правительством Российской Федерации стратегически важными товарами, и действия по их незаконному перемещению (контрабанде) через Государственную границу Российской Федерации не должны оставаться без надлежащей правовой оценки, принципиальных возражении по законопроекту не имеется.
Вместе с тем, обращаем внимание на то, что в диспозицию части 1.1 статьи 226 УК РФ законопроекта не включены такие предметы контрабанды, как оружие массового поражения и средства его доставки, ответственность за незаконное перемещение которых в настоящее время установлена в части 1 статьи 226.1 УК РФ, тогда как в наименовании проектной редакции статьи 226.1 УК РФ они указаны.
Также необходимо отметить, что включение в уголовное законодательство как части уголовно-правовой нормы термина "право Евразийского экономического союза", которое помимо Договора о Евразийском экономическом союзе предусматривает решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, не отвечает требованиям правовой определенности законодательных текстов, и с учетом правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 октября 2012 года N 21-П, может создавать условия для их неоднозначного истолкования и произвольного применения, способствовать формированию противоречивой правоприменительной практики, и, тем самым, повлечь нарушения конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из изложенного предложение законопроекта в этой части требует дополнительного обсуждения.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 2 августа 2022 г. N 4-ВС-3961/22 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 437637-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Опубликование:
-