Досье на проект федерального закона
Положениями части 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) определено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Пунктом 3.1 статьи 3 Закона N 137-Ф3 предусмотрена возможность приобретения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки, расположенные в границах населённых пунктов предназначенные для сельскохозяйственного производства, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения по цене не более 15% от кадастровой стоимости.
Вместе с тем, в соответствии с нормами статьи 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином - главой крестьянского (фермерского) хозяйства в форме юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-Ф3 если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с указанной нормой глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, является собственником в силу указанных положений земельного законодательства.
Таким образом, в настоящий момент существует правовая неопределённость в части порядка переоформления права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, расположенных в границах населённых пунктов и предназначенных для сельскохозяйственного производства, используемых крестьянским (фермерским) хозяйством без образования юридического лица.
Поскольку Федеральным законом N 101-ФЗ разграничиваются особенности предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным в качестве юридического лица, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным без образования юридического лица, представляется целесообразным разграничить порядок переоформления им указанных выше земельных участков. В связи с этим в целях исключения правовой неопределённости и обеспечения реализации прав граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица, на оформление права собственности на земельные участки в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, законопроектом предлагается уточнить положения пункта 3.1 указанной статьи, конкретизировав, что он распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в организационно-правовой форме юридического лица.
Реализация законопроекта позволит устранить существующую правовую коллизию, а также гарантировать гражданам, ведущим деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица, возможность реализации ими прав на упрощённый порядок переоформления земельных участков в собственность.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не повлечёт необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.