Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 455540-8 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях""
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" 1 направлен на повышение мер социальной поддержки отдельной категории граждан, являющихся опекунами (попечителями) нетрудоспособных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 2 лицам, (за исключением родителей, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере.
Повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности предусмотрено также и в отношении родителей, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении) (часть 3.1 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ).
Следует отметить, что на практике возникают случаи, когда опеку над несовершеннолетним в определенных жизненных ситуациях (смерть обоих родителей, лишение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей и другое) осуществляет прадедушка либо прабабушка.
Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании (статья 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 145 Семейного Кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
В этой связи, проектом федерального закона предлагается статью 17 Федерального закона N 400-ФЗ дополнить частями 3.3 - 3.4, предоставляющими право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности прадедушкам и прабабушкам, которые являются опекунами (попечителями) правнуков, не достигших возраста 18 лет, либо достигших возраста 18 лет и признанных судом недееспособными.
При этом повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности предлагается устанавливать не более чем на трёх нетрудоспособных членов семьи, родителей-опекунов лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении), находящихся на иждивении прадедушки или прабабушки (проектируемая часть 3.4 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ).
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Далее - проект федерального закона.
2 Далее - Федеральный закон N 400-ФЗ.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" 1 предполагает предоставление права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности прадедушкам и прабабушкам, которые являются опекунами (попечителями) правнуков, не достигших возраста 18 лет, либо достигших возраста 18 лет и признанных судом недееспособными.
По предварительным данным, полученным территориальными органами СФР от органов местного самоуправления, на которых возложены функции опеки и попечительства, численность лиц из числа прадедушек и прабабушек, которые являются опекунами (попечителями) правнуков, не достигших возраста 18 лет, либо достигших возраста 18 лет и признанных судом недееспособными составляет 0,55 тыс. человек.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 2 повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием иждивенцев устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трёх нетрудоспособных членов семьи, которая индексируется одновременно с индексацией (увеличением) указанного размера фиксированной выплаты.
С 1 января 2023 года размер указанной фиксированной выплаты составляет 7 567,33 рубля.
Лицам, имеющим необходимый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от их места проживания, а также лицам, проживающим в указанных районах (местностях), повышение фиксированной выплаты на иждивенцев подлежит дополнительному увеличению в соответствии с частями 4, 5 и 9 Федерального закона N 400-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду части 4, 5 и 9 статьи 17 указанного Федерального закона
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" источником финансового обеспечения расходов на выплату повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии установлены средства федерального бюджета, предоставляемые бюджету СФР в составе трансферта на обязательное пенсионное страхование.
Проектом федерального закона предусмотрено вступление в силу проектируемых норм со дня опубликования соответствующего федерального закона.
По произведенной оценке, расходы на повышение фиксированной выплаты в связи реализацией проекта федерального закона (с учётом расходов на доставку) составят: в 2023 году - 1,6 млн рублей (в расчете на месяц), в 2024 году - 20,1 млн рублей, в 2025 году - 21,4 млн рублей, в 2026 году - 22,8 млн рублей (расчет прилагается).
Финансовое обеспечение расходов в связи установлением повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности прадедушкам и прабабушкам, которые являются опекунами (попечителями) правнуков, не достигших возраста 18 лет, либо достигших возраста 18 лет и признанных судом недееспособными, в 2023 году будет произведено за счёт и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджете СФР на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, что не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов.
В последующие финансовые периоды расходы на устанавливаемое проектом федерального закона повышение фиксированной выплаты будут учитываться в составе средств федерального бюджета и бюджета СФР, предусмотренных на указанные цели.
------------------------------
1 Далее - проект федерального закона.
2 Далее - Федеральный закон N 400-ФЗ.
------------------------------
Информация об оценке суммы расходов на выплату повышения к страховой пенсии в связи с реализацией проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности) прадедушек, прабабушек, которые являются опекунами (попечителями) правнуков, не достигших возраста 18 лет, либо достигших возраста 18 лет и признанных судом недееспособными) - всего (работающие и неработающие)
|
2023 год (в расчете на месяц) |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Справочно 1: |
|
|
|
|
Коэффициент индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии |
|
|
|
|
с 1 января |
|
1,053 |
|
|
с 1 февраля |
|
|
1,04 |
1,04 |
Коэффициент дополнительного увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 апреля |
|
|
1,038 |
1,028 |
Среднегодовой коэффициент индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии |
|
1,053 |
1,06631 |
1,05851 |
1. Среднегодовая численность пенсионеров из числа прадедушек, прабабушек, к страховой пенсии которых будет установлено повышение фиксированной выплаты в связи с осуществлением ими опеки (попечительства) правнуков, не достигших возраста 18 лет, либо достигших указанного возраста и признанных судом недееспособными, - всего, человек 2 |
550 |
550 |
550 |
550 |
в том числе: |
|
|
|
|
с 1 иждивенцем |
487 |
487 |
487 |
487 |
с 2 иждивенцами |
47 |
47 |
47 |
47 |
с 3 и более иждивенцами |
16 |
16 |
16 |
16 |
2. Среднегодовой размер повышения фиксированной выплаты с учетом районного коэффициента РКС и МПКС - всего, рублей |
2 891,89 |
3 036,27 |
3 226,48 |
3 445,55 |
на 1 иждивенца |
2 526,14 |
2 654,03 |
2 822,52 |
3 016,59 |
на 2 иждивенцев |
4 989,42 |
5 220,46 |
5 524,78 |
5 875,30 |
на 3 и более иждивенцев |
7 863,09 |
8 254,65 |
8 770,64 |
9 364,92 |
3. Расходы федерального бюджета и бюджета СФР на повышение фиксированной выплаты (с учетом расходов на районный коэффициент и на доставку, к доставки = 1,00374) - |
1 596,49 |
20 114,35 |
21 374,39 |
22 825,71 |
в том числе в связи с наличием: |
|
|
|
|
1 иждивенца |
1 234,83 |
15 568,18 |
16 556,50 |
17 694,86 |
2 иждивенцев |
235,38 |
2 955,35 |
3 127,63 |
3 326,06 |
3 и более иждивенцев |
126,28 |
1 590,82 |
1 690,26 |
1 804,79 |
------------------------------
1 - в соответствии с данными об основных показателях пенсионной системы на 2024 - 2026 годы, представленными в Минтруд России в письме СФР от 10.05.2023 N ТС-02-14/75405
2 - исходя из сведений территориальных органов опеки и попечительства, представленных территориальным органам СФР
------------------------------
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" потребует принятия приказа Минтруда России "О внесении изменений в перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённый приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Срок подготовки: в течение 2-х месяцев после вступления в силу соответствующих положений проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: уточнение документов (сведений), необходимых для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.