Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 455879-8 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Законопроект) направлен на оптимизацию регуляторной нагрузки в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в связи с осуществлением операций, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ).
1. Предельный размер суммы платежа, при котором не требуется идентификация клиента - физического лица, был введен в 2006 году для отдельных операций, в том числе для платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 30 000 рублей 1, однако в 2009 году такой лимит был установлен для всех видов платежных операций и одновременно снижен до уровня 15 000 рублей 2.
Уже в тот момент отдельные платежи за жилищно-коммунальные услуги превышали предельную сумму и требовали проведения идентификации плательщика.
За 14 прошедших лет размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги существенно вырос. Более того, изменился и порядок расчета платы за ЖКУ в связи с переходом на расчеты за фактически потребленные коммунальные услуги на основании данных коммерческого учета и отказом от применения усредненных нормативов, что приводит к существенному дифференцированному росту платежей в отдельные расчетные периоды года в зависимости от погодных условий.
Таким образом, среднемесячный платеж за ЖКУ в 2023 году в 3,3 раза выше, чем в 2009 году, и достигнет в отдельных регионах Российской Федерации величины действующего в настоящее время лимита (г. Москва, территории Крайнего Севера), 3 что требует проведения идентификации около 50% всех плательщиков за ЖКУ в целом ряде наиболее населенных регионов.
Данная ситуация, в первую очередь, характерна для случая проведения расчетов на основании единого (объединенного) платежного документа за ЖКУ (далее - ЕПД). Поскольку на сегодняшний день информационно-расчетные центры (далее - ИРЦ) действуют практически во всех регионах страны, более 50% платежей за ЖКУ осуществляется именно на основании ЕПД.
2. По данным членов Ассоциации Региональных расчетных центров (АРЦ), уже в 2022 году доля платежей на сумму более 15 000 рублей составила от 0,5% до 3,8% от всех платежей в зависимости от региона.
После очередного повышения с 01.12.2022 тарифов на 9% доля таких платежей продолжила рост. При этом доля платежей на сумму более 60 000 рублей составляет 0,01%-0,04%.
Так, по данным только четырех ИРЦ уже в этом году через них ежемесячно осуществляется более 20 000 платежей с суммой платежа свыше 15 000 рублей, из которых чуть более 600 платежей на сумму свыше 60 000 рублей.
С учетом экстраполяции приведенной статистики на сегодняшний день при действующем лимите платежа, не требующего идентификации, в федеральном масштабе существует необходимость проведения идентификации не менее 200 000 плательщиков ежемесячно.
Таким образом, повышение текущего лимита до 60 000 рублей снимет с ИРЦ обязанность проведения идентификации в отношении большинства низкорисковых плательщиков и приведет к существенному ускорению обслуживания граждан за счет снижения нагрузки на ИРЦ.
3. Одной из основных функций оператора по приему платежей (далее - Оператор) является прием денежных средств от физических лиц за ЖКУ. Суть указанных операций состоит в сборе и аккумулировании денежных средств на специальном расчетном счете Оператора с дальнейшим их перечислением исполнителю коммунальных услуг.
Операции по приему денежных средств от физических лиц за ЖКУ в принципе не обладают признаками операций, имеющих запутанный или необычный характер, имеют очевидный экономический смысл и законную цель, а именно исполнение обязательств потребителем по оплате потребляемых жилищных и коммунальных услуг.
За период 2021 - 2022 годов в ходе исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), ИРЦ, входящими в АРЦ, не было выявлено ни одной операции по приему денежных средств от физических лиц за ЖКУ, подлежащей обязательному контролю, что свидетельствует о низком риске ОД/ФТ для данного типа операций.
Также отмечаем, что Федеральным законом от 14.07.2022 N 279-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" были внесены изменения в пункт 1.2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, согласно которым операции, связанные с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, исключены из числа операций, подлежащих обязательному контролю, что также подтверждает низкий уровень риска ОД/ФТ данных операций.
Законопроектом предлагается повысить до 60 ООО рублей лимит операций клиентов - физических лиц платежей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, пени за просрочку такой оплаты, а также переводов денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в указанных целях, при которых идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводится, за исключением случаев, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов.
Поскольку при текущем уровне (и динамике роста) стоимости ЖКУ количество случаев выставления платежных документов на сумму 15 000 рублей и более за месяц будет постоянно расти, что, в свою очередь, в среднесрочной перспективе приведет к дополнительной значительной нагрузке ИРЦ, представляется, что принятие Законопроекта существенно упростит процедуру приема платежей для значительного числа граждан, позволит намного упростить прием оплаты накопленной многомесячной задолженности за ЖКУ, и при этом не приведет к росту рисков ОД/ФТ.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых изменений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе социально-экономических, а также не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
------------------------------
1Федеральный закон от 27.07.2006 N 147-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
2Федеральный закон от 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
3 Оценка проведена на основании данных Росстата с учетом очередного роста тарифов на 9% с 01.12.2022
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.