Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях изменения существующего подхода к регулированию государственной регистрации юридических лиц, в части установления возможности использования юридическими лицами в качестве своего адреса адрес электронной почты.
С развитием информационных технологий все большее количество участников оборота перестает нуждаться в конкретном адресе для осуществления своей деятельности. Это актуально не только для компаний, предоставляющих исключительно IT-услуги, но и для любой организации, всем или части сотрудников которой предоставляется возможность удаленной работы. Назрела потребность в разработке такого формата предпринимательской деятельности, когда компания получит возможность существовать в правовом поле, не имея какого-либо физического офиса. Данные изменения предлагаются в контексте цифровой трансформации российской экономики, популяризации удаленных форм занятости, а также с учетом запроса малого и среднего бизнеса на сокращение издержек, связанных, в первую очередь, с содержанием офисных помещений, которые многими организациями, работающими удаленно, фактически не используются.
Обязательное наличие у юридического лица адреса в виде определенного помещения, в котором должна осуществляться деятельность исполнительных органов юридического лица на территории его местонахождения, является императивным требованием законодательства Российской Федерации (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Выполнение данного требования является условием для государственной регистрации лица в качестве юридического лица и для подтверждения достоверности сведений о юридическом лице, указанных в государственном реестре.
Отсутствие по юридическому адресу органа или представителя юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и правоприменительной практикой становится причиной привлечения к административной ответственности вплоть до дисквалификации руководителя организации (статья 14.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), ликвидации юридического лица по иску налогового органа в отдельных случаях; внесения записи в единый государственный реестр о недостоверности сведений в реестре.
В российском законодательстве фактическое значение юридического адреса сводится к следующим функциям:
1) осуществление переписки с государственными органами и контрагентами через организации почтовой связи;
2) определение территориальных подразделений государственных органов, которые осуществляют регулирование и контроль (выездные проверки) в зависимости от вида осуществляемой деятельности организации или в которые предоставляется бухгалтерская, налоговая, статистическая и иные формы отчетности;
3) для уплаты региональных и местных налогов;
4) определение территориальной подсудности судебных споров.
При этом уже сейчас для осуществления деятельности юридического лица необязательно наличие у него печати, документооборот организации можно вести в электронном виде. Взаимодействие с государственными органами также переходит в онлайн сферу. Тренд на полностью электронный формат документооборота, и, как следствие, на дистанционное взаимодействие с соответствующими органами власти и контрагентами, весьма устойчив.
О необходимости подобных изменений говорилось неоднократно. Так, по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое состоялось 31 января 2018 года, были даны поручения Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России и Минфином России с участием ФГУП "Почта России" проработать вопрос об использовании адреса электронной почты, в том числе с использованием Единого государственного портала государственных и муниципальных услуг, в качестве регистрационного адреса юридического лица в целях снижения затрат малого бизнеса при государственной регистрации юридических лиц и осуществлении предпринимательской деятельности.
Также, по итогам совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова, которое состоялось 22 января 2021 года, АО "Корпорация "МСП" с участием Минэкономразвития России, Минфина России, ФСБ России, ФНС России, Казначейства России и Банка России было дано поручение проработать предложения в части возможности введения электронного адреса регистрации предприятий (Business ID).
Кроме того, по результатам исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в 2020 году, 62% представителей микро- и малого бизнеса поддерживают инициативу об отмене обязательного указания юридического адреса при регистрации компании. При этом в качестве альтернативы юридическому адресу респонденты предложили использовать в качестве инструмента идентификации компании кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (38%) или данными открытых банковских счетов (37%).
Законопроектом предлагается внести изменения в первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГK РФ), предусмотрев в статье 54 ГК РФ возможность указывать в едином государственном реестре юридических лиц адрес электронной почты в качестве своего адреса в пределах местонахождения. Использование адреса электронной почты в качестве адреса несет определенные юридические последствия, довольно чувствительные для юридического лица. Поэтому в статье 52 ГК РФ предлагается предусмотреть, что для того чтобы юридическое лицо могло использовать адрес электронной почты в качестве своего адреса, сведения об этом должны содержаться в его уставе, учредительном договоре или федеральном законе, на основании которого действует государственная корпорация. В случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, в соответствии с законопроектом использование адреса электронной почты в качестве адреса юридического лица осуществляется на основании решения, принятого его учредителями (участниками).
Законопроект предусматривает следующие последствия использования юридическим лицом адреса электронной почты в качестве адреса:
1) сообщения считаются полученными юридическим лицом, если доставлены на такой адрес электронной почты (статья 54 ГК РФ в редакции законопроекта);
2) адрес электронной почты является адресом юридического лица в отношении третьих лиц (статья 54.1 ГК РФ в редакции законопроектом);
3) при необходимости (в частности, для определения подсудности), в случаях, установленных законом, необходимая корреспонденция может быть направлена по адресу ее руководителя (статья 54.1 ГК РФ в редакции законопроектом);
4) учредители (участники) юридического лица получают информацию о деятельности юридического лица и знакомятся с его бухгалтерской и иной документацией в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, если иной способ не предусмотрен внутренним документом юридического лица (статья 54.1 ГК РФ в редакции законопроектом).
Реализация положений законопроекта потребует внесения изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не повлияет отрицательно на достижение целей государственных программ и не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов, содержащие аналогичные нормы, предлагаемые к рассмотрению законопроектом.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует внесения поправок в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Г ражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.