Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - законопроект) подготовлен с целью определения порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по электронному адресу, сформированному в специальной информационной системе, и, как следствие, к определению юридического адреса организаций с помощью электронного адреса.
Данные изменения предлагаются с связи с внесением изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, а также в контексте цифровой трансформации российской экономики, популяризации удаленных форм занятости, и с учетом запроса малого и среднего бизнеса на сокращение издержек, связанных, в первую очередь, с содержанием офисных помещений, которые многими организациями, работающими удаленно, фактически не используются.
В развитие положений законопроекта, вносящего изменения в часть первую Гражданского кодекса, законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающий порядок регистрации юридических лиц, использующих адрес электронной почты в качестве своего адреса или внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о смене адреса на адрес электронной почты. Так, законопроектом предусматривается, что такой адрес электронной почты формируется в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сведения об адресе электронной почты и пароли доступа направляются юридическому лицу после его государственной регистрации или внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
Государственная регистрация юридического лица, использующего в качестве адреса юридического лица адрес электронной почты, осуществляется по месту жительства (месту нахождения) лица, имеющего право без доверенности действовать от имени такого юридического лица. При этом содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, место жительства которого определяет место нахождения юридического лица, использующего в качестве адреса адрес электронной почты, не находятся в общем доступе и представляются по аналогии с предоставлением сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя.
Кроме того, предусматриваются последствия неиспользования указанного адреса в течение более трех месяцев подряд. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит мониторинг активности в отношении электронной почты и уведомляет налоговый орган об указанном неиспользовании. По итогам проверки и отсутствия реагирования на сообщения налогового органа, в отношении такого юридического лица может быть внесена информация о недостоверности сведений о таком юридическом лице.
Законопроектом предусматриваются определенные сроки для внесения сведений в ЕГРЮЛ в связи с переходом юридического лица на использование адреса электронной почты в качестве своего адреса или при отказе от его использования. Такие сведения вносятся в ЕГРЮЛ по истечении 20 дней со дня принятия соответствующего решения. В случае смены места жительства (места нахождения) единоличного исполнительного органа сведения о смене места нахождения включаются в ЕГЮЛ по истечении трех месяцев.
Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данные поправки направлены на упрощение взаимодействия с проверяющими органами юридических лиц, использующих в качестве адреса адрес электронной почты. Так, предлагается установить, что, если у юридического лица отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Кроме того, упрощаются процедуры электронного взаимодействия с проверяемым юридическим лицом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не повлияет отрицательно на достижение целей государственных программ и не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов, содержащие аналогичные нормы, предлагаемые к рассмотрению законопроектом.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"" потребует:
1) принятие постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего:
порядок формирования в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" адреса электронной почты, в случае если в качестве адреса юридического лица используется адрес его электронной почты;
порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по предоставлению сведений об адресе электронной почты юридического лица, сформированном в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
порядок информирования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, о неиспользовании юридическим лицом, использующим в качестве адреса юридического лица адрес электронной почты, указанной электронной почтой;
2) внесение поправок в приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Реализация положений проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.