Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 458127-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - проект федерального закона) разработан в целях материальной поддержки работающих родителей, осуществляющих уход за детьми в возрасте до полутора лет, и стимулирования их к досрочному (до достижения ребенком возраста полутора лет) выходу на работу из отпуска по уходу за ребенком.
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) и Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Изменения, предусмотренные проектом федерального закона, направлены на повышение качества жизни лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеющих детей в возрасте до полутора лет.
В настоящее время в соответствии с положениями статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерацией, статьи 13 Федерального закона N 81-ФЗ и статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. То есть право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется только в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом продолжительность неполного рабочего времени, при которой застрахованное лицо не утрачивает права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, законодательно не урегулирована.
Проект федерального закона устанавливает гарантии реализации права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком работающим лицам, осуществляющим одновременно трудовую деятельность и уход за детьми в возрасте до полутора лет, согласно которым они смогут получать указанное пособие в случае выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Кроме того, предусмотрено сохранение права на получение пособия также в случае, если в период предоставленного отпуска указанные лица работают у другого работодателя (независимо от того, трудятся ли они на условиях неполного рабочего времени или нет).
В 2022 году 1 699 152 застрахованных лиц находились в отпуске по уходу за ребенком и получали ежемесячное пособие по уходу за ребенком, из них 142 465 застрахованных лиц, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работали на условиях неполного рабочего времени. Средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2022 году составлял 13 576,46 руб.
В ряде случаев данное пособие является единственным источником дохода.
Одновременно с проектом федерального закона разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации", которым предлагается внести аналогичные изменения в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации в части сохранения права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, вышедшим на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее достижения им возраста полутора лет, и лицам, которые в период предоставленного им отпуска по уходу за ребенком работают у другого работодателя.
Реализация предлагаемых решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В проекте федерального закона отсутствуют положения об осуществлении государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" повлечет дополнительные расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной, нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Расчет дополнительных расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком произведен на основании оперативных данных за 2022 год.
Количество получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае выхода из отпуска по уходу за ребенком и возобновления трудовой деятельности в расчете за 2022 год оценочно составило бы 13 027 человек, в том числе 1 390 чел. - за 12 месяцев; 2 835 чел. - за 9 месяцев; 3 609 чел. - за 6 месяцев; 5 193 чел. - за 3 месяца. Общее количество выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком - 79 418.
Средний размер пособия в 2024 году составит 17 877,21 руб., в 2025 году - 20 406,54 руб., в 2026 году - 22 458,17 руб.
Дополнительные расходы составят: в 2024 году - 1,4 млрд. руб. (17 877,21 руб. х 79 418), в 2025 году - 1,6 млрд. руб. (20 406,54 руб. х 79 418), в 2026 году - 1,8 млрд. руб. (22 458,17 руб. х 79 418).
Финансовое обеспечение дополнительных расходов на финансирование указанной меры будет обеспечено за счет складывающегося профицита бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2024 - 2026 годы.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" потребует изменения:
а) постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду".
Обоснование: статья 2 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Срок подготовки: не позднее 3-х месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
б) приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Обоснование: статьи 1 и 2 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Срок подготовки: не позднее 3-х месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.