Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 458117-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2023 г. N 18-П по делу о проверке конституционности части 3 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.Ф. Короткова (далее - Постановление N 18-П).
Законопроектом предусматривается дополнение статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 315-Ф3 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 315-Ф3) частями 3.1 - 3.11, которыми будет установлено дополнительное регулирование в случае осуществления выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение, здание, сооружение, предназначенное для размещения транспортного средства, в судебном порядке, а также в случае отсутствия возможности получения сведений о сособственниках и их адресах или заинтересованности участников долевой собственности в заключении соглашений и определении порядка пользования общим имуществом.
Законопроектом предусматривается процедура согласования местоположения машино-места на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения), образуемого путем выдела доли в праве общей собственности на помещения, здания, сооружения, посредством извещения о предстоящем выделе в натуре доли в праве общей долевой собственности и проведении согласования местоположения образуемого машино-места с участниками общей долевой собственности.
Положения законопроекта позволят в полной мере расширить возможности граждан на реализацию своего права на осуществление выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение, здание, сооружение, предназначенное для размещения транспортного средства, в рамках Федерального закона N 315-Ф3, а также будут стимулировать к завершению выдела долей в праве общей долевой собственности на помещения, предназначенные для размещения машино-мест.
Постановлением N 18-П в том числе предусмотрено, что впредь до изменения регулирования в соответствии с Постановлением N 18-П суды отказывают в удовлетворении требований сособственнику находящегося в общей долевой собственности нежилого помещения (гаража), в качестве доли в праве на которое оформлено машино-место, претендующему на реализацию преимущественного права покупки этой доли. При этом законодателю необходимо определиться относительно целесообразности внесения изменений в действующее законодательство, касающихся установления конкретной даты, с которой применительно к таким объектам восстанавливается обычный объем защиты преимущественного права покупки.
В связи с этим отмечается, что при проведении органом регистрации прав правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на долю общей долевой собственности на основании договора купли-продажи, фактически представляющей собой машино-места, отсутствует возможность проверки на возможное соответствие такой доли машино-месту. По этой причине при реализации положений законопроекта будут применяться действующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации относительно реализации преимущественного права покупки при продаже доли в праве общей долевой собственности иному лицу, не являющемуся сособственником.
Применение особого порядка реализации преимущественного права покупки указанной доли, установленное Постановлением N 18-П, должно осуществляться без установления конкретной даты до завершения выдела в натуре всех долей в праве общей долевой собственности на помещение, предназначенное для размещения транспортного средства, которые фактически являются машино-местами.
Кроме того, необходимо отметить, что в целях реализации положений законопроекта планируется внесение изменений в пункт 1 статьи 247, пункт 3 статьи 252 и пункт 3 статьи 287.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ввиду того, что на сегодняшний день указанными нормами не предусмотрена возможность выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости по волеизъявлению одного из участников общей долевой собственности при отсутсвии согласия иных участников общей долевой собственности, а также без обращения с соответсвующим иском в суд. Законопроект в свою очередь предусматривает процедуру согласования местоположения машино-места, что не предполагает необходимость получения согласия всех участников общей долевой собственности на выдел доли в праве общей долевой собственности на помещение в натуре.
Реализация законопроекта не повлечет за собой необходимости выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В разрабатываемом законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и его реализация не потребуют дополнительных расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России.
Срок подготовки - одновременно с вступлением в силу Федерального закона.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует издания приказа Росреестра "О примерной форме извещения о предстоящем выделе в натуре доли в праве обшей долевой собственности и проведении согласования местоположения образуемого машино-места с участниками общей долевой собственности".
Головной исполнитель - Росреестр.
Срок подготовки - в течение шестидесяти дней со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
2. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует издания приказа Росреестра "Об утверждении порядка и способов направления федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии уведомлений участникам общей долевой собственности о внесенных в Единый государственный реестр недвижимости изменениях в части размеров принадлежащих им долей в праве обшей долевой собственности на помещение, здание, сооружение".
Головной исполнитель - Росреестр.
Срок подготовки - в течение шестидесяти дней со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.