Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 458128-8 "О ратификации Протокола N 2 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 10 октября 2001 года и Протокол от 15 февраля 2021 года к нему"
Досье на проект федерального закона
По состоянию на 1 июня 2023 г. общая сумма задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 10 октября 2001 г. с учетом Дополнений к нему от 10 октября 2001 года и 16 марта 2005 г. (далее - Соглашение) и Протокола от 15 февраля 2021 года к нему составила 79,15 млн. долларов США (не включая штрафные проценты), в том числе 44,34 млн. долларов США - просрочено.
В рамках международной Инициативы МВФ и Всемирного банка об отсрочке платежей по обслуживанию задолженности беднейших стран, принятой странами "Группы двадцати" в апреле 2020 года (продлена в октябре 2020 года и апреле 2021 года), были подписаны Меморандум Парижского клуба кредиторов от 9 июня 2020 г. и Дополнения к нему от 22 декабря 2020 г. и 24 сентября 2021 г. (далее - Меморандум, Дополнения), предусматривающие отсрочку платежей по Соглашению, срочных в 2021 году.
Основанием для подписания Минфином России двусторонних межправительственных договоров, оформляющих решения Парижского клуба, является постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2000 г. N 719 "Об участии Российской Федерации в деятельности Парижского клуба кредиторов". Протоколом от 15 февраля 2021 года к Соглашению на двустороннем уровне оформлены договоренности по Меморандуму об отсрочке платежей по Соглашению срочных в 2020 году. Оформление на двустороннем уровне положений Дополнений об отсрочке платежей по Соглашению, срочных в 2021 году, планировалось путем подписания очередного Протокола к Соглашению, который однако вследствие затянувшегося процесса согласования с пакистанской стороной подписан не был. Таким образом, образовалась "техническая" просроченная задолженность в сумме 14,54 млн. долларов США.
С февраля 2022 г. в силу введенных США и Евросоюзом ограничительных мер в отношении России получение Российской Федерацией платежей от стран-дебиторов в долларах США и евро стало невозможным, что привело к необходимости согласования альтернативных механизмов платежей в погашение и обслуживание задолженности перед Россией.
По состоянию на 1 июня 2023 г. сумма накопленной с 1 марта 2022 г. задолженности Пакистана составила 29,8 млн. долларов США (без учета штрафных процентов).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2023 г. N 892-р "О подписании Протокола N 2 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 10 октября 2001 года и Протокол от 15 февраля 2021 года к нему" 24 мая 2023 г. в Москве подписан Протокол N 2 о внесении изменений в Соглашение и Протокол от 15 февраля 2021 года (далее - Протокол N 2), предусматривающий следующее:
оформление на двустороннем уровне положений Дополнений об отсрочке платежей по Соглашению, срочных в 2021 году;
погашение пакистанской стороной накопленной с 1 марта 2022 г. задолженности не позднее 30 дней с даты начала временного применения Протокола N 2 и неначисление на сумму накопленной задолженности процентов на просроченную задолженность в случае ее своевременного погашения;
осуществление платежей по Соглашению, Протоколу от 15 февраля 2021 года и Протоколу N 2 в российских рублях или китайских юанях;
замену в Протоколе от 15 февраля 2021 года агента пакистанской стороны, уполномоченного на ведение учета и расчетов по Соглашению по просьбе пакистанской стороны.
Протокол N 2 содержит положение о его временном применении с целью скорейшего возобновления поступлений в федеральный бюджет.
Протокол N 2 предусматривает изменение условий погашения задолженности пакистанской стороны перед Россией и в соответствии со статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит ратификации.
Протокол N 2 не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых решений не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и позволит обеспечить поступление средств в федеральный бюджет в погашение накопленной задолженности и осуществление дальнейших выплат по Соглашению в пользу Российской Федерации. В 2023 году объем указанных средств составит эквивалент около 48,6 млн. долларов США.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также обязательные требования о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Протокола N 2 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 10 октября 2001 года и Протокол от 15 февраля 2021 года к нему"
Принятие федерального закона о ратификации Протокола N 2 не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Прогнозируются следующие финансовые последствия вступления в силу и реализации Протокола N 2 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 10 октября 2001 года (далее - Соглашение) и Протокол от 15 февраля 2021 года к нему, подписанного в г. Москве 24 мая 2023 г. (далее - Протокол N 2):
в 2023 году в связи с введением нового механизма платежей по Соглашению и Протоколу от 15 февраля 2021 года к нему возобновятся поступления средств в федеральный бюджет в погашение задолженности Пакистана перед Россией, общая сумма которых за 2023 год составит эквивалент 48,61 млн. долларов США (включая платежи по Протоколу N 2);
причитавшиеся российской стороне платежи, срочные в 2021 году и не осуществленные Пакистаном, в общей сумме 14,54 млн. долларов США, будут погашены в период 2023 - 2027 годов в результате применения отсрочки платежей по Соглашению.
Начисляемые на отсроченные в соответствии с Протоколом N 2 суммы платежей 2021 года проценты (капитализированные проценты и начисленные на них и на консолидируемые суммы проценты) в общей сумме, эквивалентной 2,81 млн. долларов США, должны быть дополнительно выплачены пакистанской стороной в период 2023 - 2027 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Протокола N 2 о внесении изменений в Соглашение меяеду Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 10 октября 2001 года и Протокол от 15 февраля 2021 года к нему"
Принятие федерального закона "О ратификации Протокола N 2 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 10 октября 2001 года и Протокол от 15 февраля 2021 года к нему" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона мО ратификации Протокола N 2 о внесении изменений в Соглашение меяаду Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 10 октября 2001 года и Протокол от 15 февраля 2021 года к нему"
Принятие федерального закона "О ратификации Протокола N 2 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Пакистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 10 октября 2001 г. и Протокол от 15 февраля 2021 года к нему" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.