Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях предоставления субъектам Российской Федерации права устанавливать обязательные требования к уровню локализации транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, в виде совокупного количества баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) регулирует отношения в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отношения, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной области на территории Российской Федерации.
Срок вступления Закона в силу - 01.09.2023 (отдельных его положений, касающихся требований к службам заказа легкового такси - 01.09.2025).
Необходимо отметить, что к предмету регулирования Закона также отнесены:
обязательные требования, предъявляемые к легковому такси: требования к оформлению такси, к размещаемой в салоне информации, наличию устройства контроля за вниманием и усталостью водителя, таксометра и другие требования (например, часть 6 статьи 9 Закона);
возможность установления максимального количества легковых такси, используемых перевозчиками на территории отдельных субъектов Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (статья 26 Закона);
право органов государственной власти субъектов Российской Федерации применять меры государственной поддержки перевозчиков, в том числе в целях стимулирования использования в качестве легкового такси электромобилей, легковых автомобилей с двигателями, работающими на газомоторном топливе, а также осуществления перевозок пассажиров из числа инвалидов, многодетных семей и иных категорий граждан (статья 28 Закона).
Вместе с тем Закон нуждается в дополнении нормой, которая обеспечит баланс между потребностью рынка в поддержании и обновлении парка транспортных средств, используемых в качестве легковых такси, и необходимостью поддержки и развития отечественной автомобильной промышленности как одного из ключевых секторов экономики.
В текущих условиях наблюдается существенное падение продаж новых автомобилей на внутреннем рынке. Так, если в 2021 г. объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России составил 1,67 млн единиц, то в 2022 г. - только около 0,67 млн единиц; прогноз на 2023 г.: около 1 млн автомобилей.
Без применения дополнительных мер стимулирования спроса на продукцию отечественных автопроизводителей будут нарастать риски:
роста прямого импорта автомобилей из-за рубежа (так, если в январе-марте 2022 г. доля продаж легковых и легких коммерческих автомобилей, произведенных в КНР, на российском рынке составляла чуть более 6%, то к декабрю она уже превысила 21%, а в 2023 г., по прогнозам аналитиков, достигнет 35-40% с тенденцией к дальнейшему росту);
роста непрямого импорта автомобилей за счет открытия в России низколокализованных сборочных производств, которые не создают значимой добавочной стоимости на территории Российской Федерации (по состоянию на январь 2023 г. в России уже функционируют несколько площадок по низколокализованнной сборке автомобилей из машинокомплектов, поставляемых из Китайской Народной Республики);
потери существенной доли продаж российскими автопроизводителями и производителями автокомпонентов, как следствие - падение выручки, недозагрузка производственных мощностей и высвобождение работников;
утраты инженерных и технологических компетенций как российскими автопроизводителями, так и российскими производителями автокомпонентов (включая радиоэлектронные компоненты), что потенциально приведет к деградации указанных секторов промышленности, в которых заняты несколько сотен тысяч работников.
Еще одним риском является повышение степени зависимости сети такси в Российской Федерации от импортных поставок автомобилей, комплектующих, запчастей, а также от импортных поставок оборудования и программного обеспечения для технических сервисов. В результате сеть такси, перевозящая только в одной Москве около 1,7 млн. пассажиров в сутки, становится уязвима к санкционному давлению.
Для минимизации указанных рисков предлагается внести изменение в Закон, предусматривающее предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать обязательные требования к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легковых такси, измеряемому в баллах в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2005 N 719 (аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках).
Внесение предлагаемого изменения обеспечит дополнительное стимулирование спроса на отечественные высоколокализованные автомобили со стороны таксомоторной отрасли. По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, в 2021 г. в России насчитывалось более 400 000 автомобилей легкового такси (расчет приведен по количеству активных разрешений на таксомоторную деятельность). При этом спрос на новые автомобили, используемые в качестве легкового такси, остается и будет оставаться стабильным, так как по оценкам специалистов отрасли, автомобили в парках такси целесообразно обновлять каждые три-пять лет. Такой срок службы легкового такси связан с тем, что через 3-5 лет интенсивной эксплуатации автомобиль требует значительных вложений, кроме того, такой срок эксплуатации и соответствующий такому сроку пробег автомобиля является наиболее оптимальным для его реализации на рынке. Так, например, объем парка такси города Москвы превышает 150 000 автомобилей, средний возраст которых - 2,7 года. То есть столичный парк такси потребует существенного обновления в ближайшее время (в 2022 году российский агрегатор "Яндекс. Такси" уже проинформировал о своей потребности в объеме 50 000 новых автомобилей в год).
Таким образом, при введении в будущем обязательных требований по локализации к автомобилям, используемым в качестве легковых такси, будет сформирован значительный (порядка 100 тыс. автомобилей ежегодно) рынок сбыта для отечественных автопроизводителей со стабильным спросом. Тем самым будут простимулированы продажи и производство российских легковых автомобилей.
Кроме того, будет обеспечена импортонезависимость российской сети такси ( независимость от импортных поставок автомобилей, комплектующих, запчастей, а также от импортных поставок оборудования и программного обеспечения для технических сервисов), то есть независимость от санкционного давления.
Дополнительным эффектом от предлагаемой меры станет стимулирование зарубежных автопроизводителей к максимальной локализации производства в России, что позволит рассчитывать на приток дополнительных инвестиций в отрасль и рост налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона будет иметь положительный социально-экономический и финансовый эффект не только для отечественных автопроизводителей, но и для других субъектов предпринимательской деятельности, в частности, для перевозчиков легковым такси и для таксомоторных парков. Это объясняется тем, что отечественные высоколокализованные автомобили в части стоимости покупки и владения существенно дешевле зарубежных, тем самым будут ощутимо снижены затраты перевозчиков легковым такси и таксомоторных парков на закупки и обслуживание автомобилей. Кроме того, отечественные бренды характеризуются гораздо более разветвленной сетью технических центров и, как следствие, большей доступностью запасных частей и сервисных услуг.
Законопроектом предоставлено право субъектам Российской Федерации устанавливать в будущем обязательные требования к уровню локализации. В результате, когда отечественные автопроизводители обеспечат достаточное предложение широкого модельного ряда продукции для таксомоторной отрасли, субъекты РФ смогут реализовать имеющееся право и установить обязательные требования к локализации для автомобилей-такси в баллах. При этом решения субъектов Российской Федерации об установлении требований к локализации автомобилей-такси не будут распространяться на транспортные средства, которые уже используются в качестве такси на момент принятия таких решений. Таким образом акт субъекта РФ не будет иметь обратной силы и не будет обязывать таксопарки и самозанятых отказаться от использования низколокализованных автомобилей-такси, которые они уже начали эксплуатировать на момент вступления акта в законную силу.
С учетом того, что в исполнительных органах субъектов Российской Федерации на сегодня отсутствуют единая методология и специалисты в части оценки необходимого уровня локализации транспортных средств и в части установления обязательных требований к такому уровню, законопроект предусматривает наделение Правительства Российской Федерации правом устанавливать минимальный обязательный уровень требований к локализации автомобилей-такси. Тем самым будут обеспечены единообразие и стандартизация вводимых в различных регионах требований.
Кроме того, законопроект дает право Правительству РФ устанавливать категории транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, на которые не будут распространяться требования о локализации. Так, например, на сегодня нецелесообразно распространять требования о локализации на транспортные средства стоимостью более 4 млн руб., используемые в качестве легковых такси для пассажирских перевозок повышенной комфортности: "бизнес-класс" и выше (стоимость автомобилей "Мерседес-Бенц" классов С и Е, традиционно используемых для таких перевозок, на ноябрь 2023 года составляет соответственно от 5 и от 6 млн руб., для автомобилей 2021 - 2022 года выпуска). Это связано с тем, что на сегодняшний день не обеспечено предложение высоколокализованных автомобилей данной категории. Подобное исключение позволит обеспечить непрерывность оказания пассажирских перевозок повышенной комфортности с учетом отсутствия в настоящее время у отечественных автопроизводителей моделей легковых автомобилей, соответствующих указанной категории перевозок.
Таким образом принятие проекта федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета.
Предполагается, что реализация предусмотренных проектом федерального закона полномочий субъектов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации будет осуществляться в пределах установленной предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации и федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Проект федерального закона не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к нему доработаны в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации, изложенными в заключении на законопроект.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" направлен на предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать обязательные требования к уровню локализации транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, в виде совокупного количества баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.
В связи с этим реализация проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона в целом положительно повлияет на увеличение поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, поскольку установление в будущем обязательных требований к локализации повысит объем производства и продаж автомобилей предприятиями - налоговыми резидентами Российской Федерации.
В случае установления требований к локализации легковых автомобилей-такси, потенциальный объем налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации оценивается следующим образом:
средний годовой объем налоговых отчислений с одного произведенного и проданного высоколокализованного отечественного легкового автомобиля в 2022-2023 гг. - около 300 000 рублей (включая уплату утилизационного сбора);
принятие законопроекта и последующая реализация установленных прав субъектами Российской Федерации обеспечат дополнительный спрос таксомоторной отрасли на высоколокализованные отечественные легковые автомобили в объёме около 100 тыс. шт. в год с учетом необходимости обновления парка такси каждые 3-5 лет, в результате чего дополнительные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят около 30 млрд. руб. в год (включая уплату утилизационного сбора).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.