Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 482716-8 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях устранения пробела в правовом регулировании и обеспечения равенства участников налоговых правоотношений, осуществляющих деятельность по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации содержит специальные нормы регулирования в отношении деятельности по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, в отношении речных и морских портов (в частности, статья 164 Налогового кодекса Российской Федерации). Вышеуказанные работы (услуги) морских (речных) портов облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Работы (услуги) сухопутных терминалов, осуществляющих деятельность по сухопутной железнодорожной перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов.
В 2022 году в Российской Федерации при участии Президента Российской Федерации В.В. Путина был введен в эксплуатацию первый в мире сухопутный железнодорожный зерновой терминал - Забайкальский зерновой терминал, который уже стал технологической "новеллой" и открыл новую страницу в развитии сухопутных перевозок зерна в рамках Евразийского континента, что, в свою очередь, соответствует как геополитическим реалиям, так и стратегическим интересам Российской Федерации. Уже очевидно, что подобные объекты в ближайшие годы будут активно создаваться на большинстве приграничных станций в Российской Федерации, что требует устранения пробела в правовом регулировании и обеспечения равенства участников налоговых правоотношений.
ООО "ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ЗЕРНОВОЙ ТЕРМИНАЛ" оказывает услуги по сухопутной железнодорожной перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, и является ключевым элементом проекта "Новый сухопутный зерновой коридор Россия - Китай".
Таким образом, отсутствие законодательно закрепленного понятия "сухопутный терминал" и особенностей регулирования вопросов налогообложения при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями в сухопутных терминалах по перевалке и хранению товаров, ставит лиц, осуществляющих перевалку и хранение товаров на сухопутном терминале, в частности ООО "ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ЗЕРНОВОЙ ТЕРМИНАЛ", в неравное положение по сравнению с морскими и речными портами.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие распространение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями в сухопутных терминалах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, и законодательное закрепление понятий "сухопутный терминал", "перевалка на сухопутном терминале" и "технологическое накопление товаров на сухопутном терминале", а также определение порядка подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации указанных работ (услуг).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых изменений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе социально-экономических, а также не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.