Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 486679-8 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Досье на проект федерального закона
На протяжении последних нескольких лет на прилавках магазинов можно наблюдать упаковку в 950 мл молока вместо привычного 1 л или пачку риса в 900 г вместо положенных 1000 г. В недалеком 2012-м году литр пастеризованного молока в среднем стоил 33 руб., а сегодня, по данным Росстата, - 73,81 руб.
Уменьшая объем или вес товара, переходя от цен на вес (объем), производители создают у покупателей мнимую видимость низкой цены на товар. Данное явление получило название шринкфляция, то есть снижение производителем количества, объема или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении отпускной цены. Иными словами - намеренное снижение количества или массы товара в упаковке с целью скрытия подорожания его стоимости.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать у изготовителя (исполнителя, продавца) необходимую и достоверную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах).
В свою очередь изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация указывается в том числе на этикетках и с помощью маркировки (п. п. 1, 3 ст. 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 2 ст. 18 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ).
Чтобы сохранить видимость ценовой стабильности, производители идут на уловку - цену оставляют прежней, а товара кладут меньше. Раньше за ту же сумму покупатель получал килограмм продукта, а теперь 950 грамм, а то и меньше. И хотя вес (объем) товара заявлен на упаковке, потребитель зачастую не обращает на это внимания, поскольку привык к тому, что, например, традиционный объем гречки 1 кг. Как результат - скрытый рост цен.
Необходимость принятия данного федерального закона обусловлена текущим социально-экономическим положением в стране. Не секрет, что цены на продукты стабильно повышаются несколько раз в год, на некоторые - весьма ощутимо, в числе таковых и продукты первой необходимости, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения за последние 8 лет не росли.
Согласно данным Росстата число россиян, живущих за чертой бедности, исходя из новой методики расчета по итогам I квартала 2023 года составило 19,6 млн человек (13,5% населения).
При этом величина МРОТ на 01.05.2018 года составила И 163 руб., с 01.01.2019 значение федерального МРОТ составляло 11 280 руб., в 2020 году МРОТ был равен 12 130 руб., с 01.01.2021 МРОТ был равен медианной зарплате, рассчитываемой статистикой, - 12 792 руб., в 2022 году МРОТ был установлен в размере 15 279 руб. в месяц. А с 01.01.2023 МРОТ установлен на уровне 16 242 руб.
Таким образом, шринкфляция крайне негативно влияет на покупательную способность, может порождать значительное снижение доходов, повышение себестоимости продукции и сильный дальнейший рост цен.
Минусы шринкфляции для потребителя очевидны: он получает меньше товара, а расходы все равно постоянно растут. Ощущение, что получаешь меньше, а платишь больше.
Продуктовый рынок характеризуется "гиперконкуренцией", потребители могут выбрать товар из множества аналогов, и маркетологи часто практикуют уменьшение веса товара при сохранении цены, чтобы сохранить благосклонность клиентов и прибыль. Продавцы же полагают, что указания веса (объема) на упаковке достаточно для того, чтобы покупатели могли сделать осознанный выбор, но как показывают исследования, потребители не всегда читают мелкие надписи на упаковках, а полагаются на визуальное впечатление от продукта.
Предлагаемый законопроект даст возможность покупателям сравнивать стоимость товаров, что на сегодняшний день не всегда удается делать, так как упаковки имеют разный вес или объем, а также повысить уровень эффективной конкурентной борьбы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Реализация проекта федерального закона О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие проекта федерального закона О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.