Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 409465-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" содержит нормы о введении единого государственного учета несчастных случаев на производстве на базе создаваемой в структуре Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве, в которой предлагается учитывать все факты несчастных случаев на производстве, происшедших на территории Российской Федерации, независимо от вида и подчиненности организаций, их отношение к отдельным отраслям экономики и организациям, по которым в настоящее время осуществляется отдельный статистический учет несчастных случаев на производстве.
В настоящее время в системе охраны труда в стране отсутствует государственная единая система учета и расследования несчастных случаев на производстве.
Трудовой кодекс Российской Федерации, в том числе с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 311-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации" не регулирует вопрос о том какой федеральный орган исполнительной власти должен вести в Российской Федерации единый учет несчастных случаев с работниками, погибшими и пострадавшими в период исполнения ими трудовых
В действующем законодательстве установлено, что учет несчастных случаев на производстве осуществляется Росстатом по отдельным отраслям экономики, Федеральной службой по труду и занятости - только по смертельным и тяжелым несчастным случаям, Фондом социальной страхования Российской Федерации (ныне - Социальный фонд Российской Федерации) - по страховым несчастным случаям, Ростехнадзором - по несчастным случаям на опасных производственных объектах, отдельными отраслевыми профсоюзами - по своим направлениям деятельности.
При этом необходимо отметить, что между перечисленными структурами данные по количеству погибших, пострадавших и последствиям от них существенно отличаются.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по труду и занятости, осуществляя функции реализации государственной политики и нормативное регулирование в сфере охраны труда и социальной защиты самостоятельный учет всех несчастных случаев на производстве, происшедших в стране, не осуществляет.
Лица, пострадавшие при несчастных случаях на производстве, обращаются за оказанием медицинской помощи в лечебные учреждения, а погибшие доставляются в морги, подведомственные медицинским учреждениям системы здравоохранения. Механизм проведения сверки по погибшим и пострадавшим при несчастных случаях на производстве между органами здравоохранения и органами по труду на муниципальном, региональном и федеральном уровне не отрегулирован.
Все это создает предпосылки к тому, что на муниципальном, региональном и федеральном уровнях отсутствует точная и объективная информация с данными о погибших, пострадавших гражданами при несчастных случаях, и о последствиях от них.
При этом необходимо отметить, что в стране отсутствует единый учет несчастных случаев, происшедших с самозанятыми работниками, индивидуальными предпринимателями, иностранными гражданами-мигрантами, приехавшими на заработки, а также с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, на деятельность которых не распространяются требования Трудового кодекса Российской Федерации.
Также необходимо обратить внимание на несогласованность с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и с Федеральной службой труда и занятости России вопросов учета несчастных случаев в федеральных законах, принятых в различных отраслях экономики и социальной сферы:
1. В статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано:
"4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
"4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Участие Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы труда и занятости, социальной защиты населения РФ в расследовании несчастных случаев в данной норме нет, хотя эти федеральные органы власти отвечают и за охрану труда работников и педагогов в школах и институтах.
2, По спортсменам, не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией (спортсмены-любители).
В части шестой статьи 34.1 Федерального закона от 4.12.2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" указано, что "расследование и учет указанных несчастных случаев осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.".
Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы труда и занятости, социальной защиты населения РФ в данной норме также нет, хотя эти федеральные органы власти отвечают и за охрану труда тренеров, работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку, имеют федеральную и территориальную систему государственных инспекторов труда, имеющих опыт проверок несчастных случаев и организации расследования несчастных случаев.
3. В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что "На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по её обеспечению.".
Постановлением Правительства РФ от 19.09.2020 года N 1502 утверждены Правила учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ. В соответствии с этим нормативным документом МВД России по согласованию с Минздравом России и другими структурами ведет учет количества ДТП, погибших и пострадавших в них людей.
При этом необходимо также отметить, что часть людей в числе погибших и пострадавших при ДТП находилась при исполнении трудовых обязанностей (водители, работники организаций, в том числе находившиеся в командировке и т.д.). Такие происшествия одновременно являются несчастными случаями на производстве, особенно для водителей, экспедиторов, сопровождающих грузы на автотранспорте, и других категорий работников.
4. В статье 27 "Учет пожаров и их последствий" Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" указано, что:
"Порядок учета пожаров и их последствий определяется Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (Минэкономразвития России), и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.".
Приказом МЧС России от 21.11.2008 г. N 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий" утверждены нормы, в которых регламентируются конкретные показатели по учету количества пожаров, категорий погибших и пострадавших при этом людей.
Часть людей, погибших и пострадавших в результате возникновения опасных факторов пожара, которые в момент их возникновения находились при исполнении трудовых обязанностей, могут одновременно считаться погибшими или пострадавшими в результате несчастного случая на производстве. Но законодательные и нормативные акты в системе учета пожаров и их последствий, принятые по линии МЧС России не содержат норм о согласовании действий по учету погибших и пострадавших работников во время пожара на объектах и производствах с Минтрудом России или с Федеральной службой труда и занятости.
Эти и ряд других законодательных актов определяют механизм и порядок учета показателей, характеризующих деятельность федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности.
Учет гибели и пострадавших ведется отраслевыми министерствами по согласованию с Минздравом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством экономического развития РФ.
Учитывая изложенное можно констатировать, что в стране отсутствует единая система учета несчастных случаев на производстве и, в нынешней ситуации невозможно прогнозировать и планировать экономику страны, не имея объективную информацию и статистику о количестве погибших и пострадавших лиц, ставшими инвалидами в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний, полученных в процессе трудовой деятельности.
В связи с этим в законопроекте предлагается ввести в составе Федеральной службы труда и занятости Российской Федерации Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве (далее - ЕГИС), в которой будет вестись учет документов о расследовании несчастных случаев на производстве и материалов по несчастным случаям на производстве в стране, поступающих в территориальные государственные инспекции труда Федеральной службы труда и занятости РФ от всех организаций Российской Федерации, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, независимо от их вхождения в отдельные отрасли и организации, на которых в настоящее время данный учет несчастных случаев на производстве проводится по отдельным законодательным актам без участия государственных инспекторов труда Федеральной службы труда Российской Федерации.
Копии актов расследования несчастных случаев на производстве и приложенные к нему материалы, поступившие в базу данных ЕГИС должны храниться не менее 45 лет, если не указаны другие сроки хранения, и могут использоваться для выдачи заверенных копий указанных актов расследований и материалов по заявлениям пострадавших граждан и родственникам погибших при несчастном случае на производстве, для повторного расследования по несчастным случаям, для обращения в суды для решения вопросов получения компенсации от потери здоровья, компенсации материального и морального ущерба, для оформления инвалидности в связи с ухудшением здоровья вследствие несчастного случая, а также других социальных и страховых вопросов.
Обращения граждан, организаций, органов следствия могут быть в вызваны тем обстоятельством, что по прошествии нескольких лет в нынешнее кризисный период часть предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны хранить данные акты и материалы расследования несчастных случаев на производстве не менее 45 лет, могут быть признаны судом банкротами и ликвидироваться, либо попросту самоликвидироваться, их архивы могут исчезнуть по ряду причин, особенно в системе предприятий малого и среднего бизнеса.
Создание Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве безусловно позволит надежно на многие годы сохранить весьма важные для пострадавших граждан, для семей погибших копии актов проверки и материалов расследования несчастных случаев на производстве для реализации ими своих прав на социальную защиту, на компенсации по страховым вопросам, на пенсионное обеспечение по инвалидности, выплату компенсаций в связи с потерей трудоспособности и на обслуживание в системе медицинского страхования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребуется принятие Федерального закона "О представлении статистических данных учета несчастных случаев на производстве".
Перечень нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребуется принятие Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об Единой государственной информационной системе учета несчастных случаев на производстве".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.