Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 411312-8 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан с целью ужесточения мер ответственности за рекламу, распространяемую по сетям электросвязи.
В соответствии с подпунктом 24 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.
Электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам (подпункт 35 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Особенности отдельных способов распространения рекламы закреплены в главе 2 Федерального закона N 38-ФЗ, а именно: реклама в телепрограммах и телепередачах (статья 14), реклама в радиопрограммах и радиопередачах (статья 15), реклама в периодических печатных изданиях (статья 16), реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании (статья 17), реклама, распространяемая по сетям электросвязи (статья 18), реклама в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (статья 18.1), наружная реклама и установка рекламных конструкций (статья 19), реклама на транспортных средствах и с их использованием (статья 20).
Статья 18 Федерального закона N 38-ФЗ в качестве способов распространения по сетям электросвязи рекламы выделяет ее распространение посредством телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом следует понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.
Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.
Рекламораспространителем в этом случае может выступать как лицо, непосредственно осуществляющее рассылку рекламных сообщений по сети электросвязи, так и оператор связи, которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Закон запрещает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора или набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки), так называемого спама.
Согласно Правилам оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N 2607, "спам" - телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.
Практика спам-звонков широко распространена как среди компаний, индивидуальных предпринимателей, так и среди кредитных и микрофинансовых организаций, главной целью которых является незаконное обогащение при условии получения гражданином информации не в полном объеме, а частично.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 1 4 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, не является самостоятельным составом правонарушения и влечет наложение административных штрафов, установленных частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В связи с чем проектом федерального закона предлагается установить самостоятельную ответственность за нарушение требований, установленных законодательством о рекламе, к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, а также увеличить размеры административных штрафов за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, и установить административную ответственность для микрофинансовых организаций за распространение рекламы услуг, связанных с предоставлением микрозайма, пользованием им и погашением микрозайма.
Исходя из размеров административных штрафов, установленных КоАП РФ за совершение правонарушений в сфере законодательства о рекламе, а также социальной значимости устанавливаемых мер ответственности, в целях пресечения роста указанных правонарушений, а также в целях социальной защищенности категории граждан, оказывающихся жертвами недобросовестных рекламодателей, рекламопроизводителей или рекламораспространителей, предлагается частью 4.1 статьи 14.3 КоАП РФ установить, что нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
А частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ установить, что распространение кредитной организацией или микрофинансовой организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита (займа) или микрозайма, пользованием им и погашением кредита (займа) или микрозайма, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) или микрозайма для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона шестисот тысяч рублей.
Проект федерального закона доработан с учетом замечаний, указанных в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 05.04.2023 N 604-П13 на проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.