Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 409891-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях дальнейшего совершенствования антимонопольного законодательства и обеспечения независимости внутренних цен от показателей биржевых и (или) внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках.
В соответствии положениями Федерального закона "О Защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) государственные или муниципальные преференции , предоставляются хозяйствующим субъектам.
При этом государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", однако указанная категория лиц не включена в понятие хозяйствующего субъекта, указанного в пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
В целях обеспечения согласованности положений Закона о защите конкуренции предлагается скорректировать понятие хозяйствующего субъекта, дополнив положения указанной нормы физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Также законопроектом предлагается внести изменения в Закон о защите конкуренции, предусматривающие независимость внутренних цен и отвязку от показателей биржевых и (или) внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках в целях стабилизации цен на товарных рынках путем эффективного выявления и пресечения монопольно высоких цен на товары и приведения антимонопольного регулирования с учетом изменившейся конъюнктурой товарных рынков.
В настоящее время цены на внутренних товарных рынках Российской Федерации зачастую основываются на индикаторах, сложившихся на зарубежных рынках, без учета экономической ситуации на внутреннем рынке.
При этом может складываться ситуация, когда рост цен на определенную продукцию не обоснован какими-либо иными факторами, за исключением повышения общемировых цен, что не должно отражаться на внутреннем ценообразовании в отношении продукции отечественного производства.
В результате на ряд товаров внутри страны могут быть установлены цены, которые не учитывают баланс спроса и предложения, а также возможности внутреннего потребителя, что приводит к необоснованному подорожанию продукции взаимосвязанных отраслей и снижению покупательской способности внутри страны.
Указанные изменения будут способствовать обеспечению приоритета интересов российских потребителей вне зависимости от волатильности цен на иностранных биржах, зарегистрированных в недружественных странах.
Изменения, вносимые в часть 11 статьи 15 Закона о Защите конкуренции направлены на приведение её в соответствие с нормой части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "часть 11 статьи 15" следует читать "пункт 11 части 1 статьи 15"
Вводимые проектом федерального закона нормы пункта 4.1 части 2 статьи 23 и части 2 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции позволят направлять должностным лицам хозяйствующего субъекта предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, при получении антимонопольным органом информации о возможном нарушении из любых источников (сайт хозяйствующего субъекта, сведения от контрагентов и т.д.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 4.1 части 2 статьи 23" следует читать "пункта 4.1 части 1 статьи 23"
Текст законопроекта доработан с учетом замечаний, указанных в заключении Правительства РФ N 5791-П13 от 19 июля 2023 года.
Дополнение понятия хозяйствующего субъекта, вводимое пунктом 1 законопроекта, уточнено с учетом необходимости разграничения физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками налога на профессиональный доход и иных физических лиц, уже включенных в определение понятия хозяйствующего субъекта, которые также не являются индивидуальными предпринимателями и применяют специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Также, пунктом 6 проекта Федерального закона добавлено внесение корреспондирующего изменения в пункт 4.1 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции".
Перечень
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" не потребует Признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку принятие проекта федерального закона не вводит новых дополнительных обязанностей, а уточняет положения действующего законодательства Российской Федерации.
В связи с этим дополнительных межбюджетных трансфертов федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в рамках принятия проекта федерального закона не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.