Досье на проект федерального закона
Проект разработан во исполнение постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 09.12.2020 N 3 "О результатах работы правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции, в том числе в рамках выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 N 378", в соответствии с которым Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти на основе правоприменительной практики доработаны имеющиеся законодательные предложения об установлении дополнительных квалифицирующих признаков мелкого взяточничества и мелкого коммерческого подкупа (организованные формы мелкого взяточничества, получение мелкой взятки, сопряженное с ее вымогательством), а также об усилении ответственности за неквалифицированные случаи дачи и получения взятки.
Анализ правоприменительной практики показывает, что в целом уровень мелкого взяточничества с момента введения в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 291.2 (Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-ФЗ) в течение нескольких лет незначительно снижался. В 2020 году зарегистрировано 5 274 случаев взяток в размере менее 10 тыс. рублей (в 2019 году - 5 408, - 2,5%). Их доля составляла 17% от всех преступлений коррупционной направленности, что свидетельствует о сосредоточении основных усилий оперативных и. следственных органов на выявлении более тяжких деяний. Однако в 2021 году он впервые возрос - зарегистрирована 7 031 взятка в размере менее 10 тыс. рублей (+33%). Их доля составила 20% (17,1%) от всех преступлений коррупционной направленности.
При этом вектор работы по противодействию коррупции в частном секторе сместился в противоположную сторону. В 2019 году отмечен рост мелкого коммерческого подкупа - на 33% (с 228 до 304). После снижения количества таких преступлений в 2020 году (на 30% (50) и 6,5% (282) соответственно) в целом ситуация осталась прежней. В 2021 году зарегистрирован 241 факт мелкого коммерческого подкупа. По этой причине данное направление деятельности требует корректировки.
Очевидно, что систематические мелкие поборы с граждан, осуществляемые должностными лицами, нередко в организованных формах, представляют гораздо большую опасность устанавливаемых разрозненных фактов дачи мелких взяток.
Нередко такие преступления носят характер криминального бизнеса. Например, систематическое получение взяток в размере до 10 тыс. рублей в вузах, в лесной отрасли, коммерческого подкупа - в системе жилищно-коммунального хозяйства или подготовки водителей. Притом, что единичные факты мелких взяток и коммерческого подкупа не представляют большой общественной опасности, те же действия, превращенные в преступный промысел, представляют не меньшую угрозу реализации прав граждан, охраняемым законом интересам общества и государства, чем тяжкие проявления взяточничества. Совокупный объем мелких взяток может быть сопоставим с особо крупным размером.
О многоэпизодности преступной деятельности, связанной с мелким взяточничеством, свидетельствует тот факт, что ежегодно выявляется значительно меньше лиц, совершивших эти деяния, чем самих преступлений (2021 год - 3 976 лиц, 2020 год - 3 677, 2019 год - 3 503, 2018 год - 3 702, 2017 год - 3 773).
Законопроект устраняет правовой пробел, заключающийся в отсутствии получения мелких взяток и получения коммерческого подкупа в числе преступлений, по которым применяется конфискация имущества (пункт "а" части первой статьи 104.1 УК РФ).
Для достижения целей уголовного наказания и единообразия в судебной практике проектом статьи 291.2 и 204.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающие ответственность соответственно за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп, дополняются квалифицирующими признаками, усиливающими ответственность, по аналогии со статьями 290 и 291 УК РФ.
Составы дачи и получения взятки либо коммерческого подкупа в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, дополняются такими квалифицирующими признаками, как вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и заведомая незаконность действий (бездействия), за которые дается мелкая взятка (предмет коммерческого подкупа).
Упомянутые квалифицирующие обстоятельства влияют на степень общественной опасности коррупционного преступления не меньше, чем размер взятки, что подтверждается дифференциацией, проведенной законодателем в статьях 290 и 291 УК РФ.
В соответствии с действующей редакцией статьи 291.2 УК РФ уголовная ответственность наступает за сам факт получения или дачи взятки, при этом не конкретизировано лицо, которое получает взятку или кому она адресована. Введение в диспозицию данной статьи понятия должностного лица устранит правовую неточность.
Данному изменению корреспондирует внесение изменения в примечание 2 к статье 290 УК РФ, согласно которому понятия иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации распространяются на статью 291.2 УК РФ.
Кроме того, в целях устранения неопределенности по аналогии с диспозицией статей 290 и 291 УК РФ диспозиция статьи 291.2 УК РФ дополняется указанием на случаи, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.