Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона изучен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроект разработан с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации во исполнение постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 3 "О результатах работы правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции, в том числе в рамках выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 Июня 2018 г. N 378".
Проектом федерального закона предлагается включить составы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 204.2 и частями 1 и 2 статьи 291.2 УК РФ в перечень преступлений, по которым может быть применена конфискация (пункт "а" части 1 статьи 104.1 УК РФ), а также установить дополнительные квалифицирующие признаки мелкого взяточничества и мелкого коммерческого. подкупа (группа лиц по предварительному сговору или организованная группа, заведомо незаконные действия (бездействие), вымогательство) и усилить ответственность за получение взятки или коммерческого подкупа в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
Возражений концептуального характера по законопроекту не имеется.
Вместе,.с тем полагаем возможным обратить внимание на следующее.
Предложение о дополнении статей 204.2 и 291.2 УК РФ квалифицирующим признаком "совершение преступлений организованной группой" представляется не вполне обоснованным. В соответствии с положениями статьи 35 УК РФ и разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", организованная группа характеризуется устойчивостью, высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя (пункт 16).
Многоэпизодность коррупционной деятельности, а также увеличение числа совершенных преступлений, предусмотренных статьей 291.2 УК РФ, что отмечается в пояснительной записке к законопроекту, само по себе не свидетельствует о совершении указанных деяний в составе организованной группы. Исходя из характера и степени общественной опасности деяний, присущих преступлениям небольшой тяжести, к которым относятся мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп, а также признаков, свойственных организованным группам, установление квалифицирующего признака "группой лиц по предварительному сговору" для дифференциации уголовной ответственности за мелкие преступления коррупционной направленности представляется достаточным.
Кроме того, сведений о распространенности преступлений, связанных со взяточничеством или коммерческим подкупом" совершаемых в сумме до десяти тысяч рублей, именно организованной группой, с вымогательством или за заведомо незаконные действия (бездействие), не представлено.
Проектными нормами предлагается разграничить ответственность за действия, состоящие в получении мелкой взятки или мелкого коммерческого подкупа, увеличив размеры и сроки наказания за такие преступления. Данное предложение согласуется с законодательным подходом, при котором устанавливается более мягкое наказание за дачу взятки или предмета коммерческого подкупа, чем за получение. При этом в пояснительной записке к законопроекту не содержится обоснование, свидетельствующее о недостаточности санкций, установленных действующим уголовным законом.
|
С.В. Рудаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 4 апреля 2023 г. N 4-ВС-1739/23 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 411567-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Опубликование:
-