Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 410399-8 "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект, КоАП соответственно) направлен на повышение эффективности соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды о предоставлении достоверной, своевременной и достоверной информации.
В настоящее время наблюдается повышение уровня загрязнения окружающей среды на территории крупных городов.
По данным государственного доклада Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году", а также приведенным в нем статистическим данным в период с 2012 г. по 2022 г. только за 2021 г. в 68 субъектах установлено превышение ПДК (предельной допустимой концентрации) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при этом выше среднероссийского показателя доли проб атмосферного воздуха (0,82%), превышающего ПДК, отмечается на территории городских поселений в 19 субъектах Российской Федерации.
Анализ загрязнения атмосферного воздуха свидетельствует о том, что за период 2012 - 2021 гг. зарегистрирован высокий удельный вес неудовлетворительных проб по веществам: бенз(а)пирен (5,98% проб с превышением ПДК), ксилол (2,85% проб), хлористый водород (1,2% проб). Значительны превышения ПДК по бенз(а)пирену в 2021 г. отмечены в пробах атмосферного воздуха, отобранных на следующих территориях: Забайкальский край, Республика Бурятия, Красноярский край, Кемеровская область и др., по ксилолу - на территории Челябинской, Брянской, Свердловской областей, по хлористому водороду - в Челябинской области, Республике Башкортостан, Свердловской области.
Среди санитарно-гигиенических факторов, определяющих уровень нагрузки и формирующих состояние здоровья населения, в 2021 г. выделена комплексная химическая нагрузка (химическое загрязнение продуктов питания, питьевой воды, атмосферного воздуха и почвы), воздействия которой подвержено население численностью 79,4 млн. человек в 42 субъектах Российской Федерации (54,6% населения).
Кроме того, анализ правоприменительной практики за 2019 - 2022 гг. показывает значительное количество совершаемых правонарушений по статье 8.5 КоАП и их рост.
По данным Росприроднадзора, Роспотребнадзора, а также Росгидромета совокупное количество рассмотренных в установленном порядке административных дел по статье 8.5 КоАП в 2019 г. составило 5455, в 2020 г. - 7045, в 2021 г. - 7704.
Учитывая изложенное, существует актуальная потребность в представлении достоверной экологической информации как природопользователями в соответствующих отчетах и декларациях, так и должностными лицами органов государственной власти при реализации положений статьи 4.3 "Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)" Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Низкие размеры штрафов, предусмотренные статьей 8.5 КоАП "Сокрытие или искажение экологической информации" не способствуют надлежащему исполнению положений законодательства Российской Федерации о предоставлении достоверной экологической информации, так как размер штрафных санкций в большинстве случаев не является ощутимым для должностных и юридических лиц.
В связи с этим законопроектом предлагается усилить
административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации, увеличив размеры штрафных санкций, а также дополнив статью 8.5 КоАП частью 2, предусматривающей повышенную ответственность должностных лиц, юридических лиц и граждан за совершение повторного правонарушения. В качестве альтернативной санкции за повторное сокрытие или искажение экологической информации законопроектом предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до трех лет.
Предлагаемые изменения позволят привести размеры административных штрафов в соответствие с иными штрафами, предусмотренными КоАП за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.