Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 410362-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.09.1995 года N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" гражданам, пострадавшим в результате боевых действий, которые проводились на территории Чеченской Республики, получили право на предоставление компенсаций за утраченное жилье и имущество, которые предоставлялись им в порядке, установленном постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 510 "О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно" и от 4 июля 2003 года N 404 "О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на её территории".
Максимальная сумма данных компенсаций в то время не превышала 120 тыс. рублей.
Новой редакцией подпункта 2 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", установленной Федеральным законом от 30.12.2015 года N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" была установлена ограничительная норма о том, что одним из оснований для продления срока действия статуса вынужденного переселенца является неполучение вынужденным переселенцам и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "подпункт 2 пункта 2" следует читать "подпункт 2 пункта 5"
До внесения данной ограничитель нормы в пункте 4 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" было определено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевался ежегодно при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.
С учетом этой нормы при рассмотрении вопроса о продлении статуса вынужденного переселенца органы местного самоуправления руководствовались, в том числе Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2002 года N КАС 02-304, которым рассматривался вопрос законности установления пунктом 19 Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1997 г. N 510, положения, что граждане, получившие компенсации за утраченное жилье, теряют право на проживание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и в жилых помещениях фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных условий.
Верховный Суд Российской Федерации рассмотрев пункт 19 указанного Порядка принял решение от 29.04.2002 года, которым признал его незаконным и недействующим.
В данном решении Верховный Суд Российской Федерации, а также в решении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации указано, что предусмотренная компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости, в связи с чем, граждане, получившие такую компенсацию, лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсацию.
Правоприменительные органы, руководствуясь данным решением Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу, получившему компенсацию, в обустройстве на новом месте жительства, продлевали им срок действия статуса вынужденного переселенца, что позволяло им реализовать право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Введение в действие новой нормы подпункта 2 пункта 2 статьи Закона Российской Федерации привело к тому, что вынужденным переселенцам, получившим компенсацию за жилье, прекратили продлевать статус вынужденного переселенца, что лишило после 10 января 2016 года их ранее имевшегося права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
По состоянию на 2021 год 519 семей граждан, лишившихся жилья в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, утратили статус вынужденных переселенцев и одновременно утратили право на оказание им государственной поддержки в обеспечении жильем.
Необходимо отметить, что большинство из указанных семей до сих пор жилья не имеют и вынуждены проживать в центрах временного проживания в условиях, не пригодных для постоянного проживания.
Данная ситуация отрицательно сказывается на социальной обстановке среди граждан, в том числе в Республике Ингушетия, а также среди граждан, вынужденных бежать в другие регионы, и обращающихся в государственные органы, к депутатам всех уровней, и является причиной акций протеста, проводимых в защиту данных вынужденных переселенцев.
В данном законопроекте с целью восстановления указанным категориям вынужденных переселенцев статуса вынужденных переселенцев и права на получение социальной выплаты для приобретения жилых помещений предлагается установить дифференцированный подход к гражданам, имевшим статус временного переселенца до 10 января 2016 года, получившим компенсации за утраченное жилье в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 898 от 05.09.1995 года.
В случае принятия новой редакции подпункта 2 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" граждане, ранее получивших компенсации за жилье, и соответствующие требованиям других подпунктов 1, 3-7 пункта 5 статьи 5 данного Закона Российской Федерации (тем самым не воспользовавшиеся другими способами для улучшения своих жилищных условий), смогут восстановить право на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации".
В целях соблюдения принципа социальной справедливости по отношению с вынужденными переселенцами, которые не воспользовались правом на получение компенсации, в случае принятия данного законопроекта, предлагается при внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" предусмотреть обязательный вычет суммы ранее полученной компенсации из размера социальной выплаты, на который они смогут претендовать.
Предлагаемые в данном законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей, установленных в государственных программах Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов.
На муниципальном учете нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 2021 год состояли 519 семей граждан, получивших компенсации за утраченное жилье в рамках мероприятий, проведенных в соответствии с Указом Президента российской Федерации от 5.09.1995 года N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике".
Общая нормативная площадь жилых помещений, приходящаяся на указанные семьи, составляет 36414 кв. метров. Потребность в средствах социальных выплат на приобретение жилых помещений для предоставления государственных жилищных сертификатов 519 семьям, состоящим на муниципальном учете, составит:
36 414 кв. м. х 88 737 руб. за 1 кв. м. - суммарный размер компенсаций (СРК), полученных указанными 519 семьями,
где 88737 руб. за 1 кв. м. - значение норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утвержденное на 1 полугодие 2023 года приказом Министерства строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2022 года N 1111/пр "О нормативе стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утвержденное на 1 полугодие 2023 года и показателях средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2023 года".
36 114 кв. м. - суммарный норматив общей площади жилых помещений, на которые могут претендовать 519 семей граждан-вынужденных переселенцев, получавших компенсации за утраченное жилье.
В результате общая сумма социальных выплат, необходимая для предоставления государственных жилищных сертификатов этим семьям, может составить 3 432, 681 млн. рублей.
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" для предоставления социальных выплат по категории "Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами" в рамках вышеуказанной государственной программы предусматривается выделить средства федерального бюджета в объеме 3 432,681 млн. рублей, в том числе:
в 2023 году - 2 149 961,5 тыс. руб.
в 2024 году - 641 360,0 тыс. руб.
в 2025 году - 641 360.0 тыс. руб.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
При принятии Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.