Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 410078-8 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"" (далее - законопроект) разработан с целью обеспечения возможности выхода из состава учредителей религиозных организаций и внесения изменений в сведения о составе учредителей религиозных организаций.
В соответствии со статьей 28 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
При этом, согласно статье 30 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Согласно статей 9, 10 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" учредителями религиозной организации являются лица, принявшие решение об ее учреждении, утверждении устава, формировании органов управления. Сведения об учредителях религиозной организации представляются в орган, принимающий решение о регистрации религиозной организации при ее создании.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Добровольность как основной признак религиозной организации предусматривает не только возможность объединения граждан и создания юридического лица, но и возможность выхода из состава его учредителей и участников.
Таким образом, отсутствие в действующем законодательстве возможности добровольного выхода из состава учредителей религиозной организации нарушает права граждан и законные интересы.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено последующее внесение изменений в сведения об учредителях религиозной организации. Соответственно, сведения об учредителях религиозной организации вносятся регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц при приобретении религиозной организацией правоспособности юридического лица и в дальнейшем изменению не подлежат.
Ввиду наличия такого пробела сложилась практика, когда лица, являющиеся учредителями религиозных организаций, вынуждены обращаться за судебной защитой своих прав и законных интересов и выходить из состава учредителей таких организаций в принудительном судебном порядке.
Предлагаемый законопроект предусматривает создание соответствующего правового механизма выхода из состава учредителей религиозных организаций и внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях религиозных организаций.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не требует выделение дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.