Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 416487-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и иные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено уточнение перечня объектов государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ), предмета оценки экологической экспертизы, перечня органов, уполномоченных на организацию и проведение общественных обсуждений, сокращение срока проведения ГЭЭ, в том числе в отношении документации, обосновывающей осуществление аквакультуры, установление перечня материалов, представляемых на ГЭЭ, а также требований к составу и содержанию заключения ГЭЭ.
Принятие указанных положений законопроекта позволит достичь как результаты, предусмотренные Планом мероприятий ("дорожной картой") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Реинжиниринг правил промышленного строительства" (сокращение срока проведения процедур, повышение скорости обмена документами и качества административных процедур, уточнение предмета оценки ГЭЭ, обеспечение перевода общественных слушаний в электронный формат, оптимизация процедуры общественных обсуждений), так и результаты Плана реализации (1-ый этап - 2020 - 2024 годы) Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (упрощение порядка и сокращение сроков проведения ГЭЭ).
Также законопроектом уточняются или конкретизируются объекты ГЭЭ, указанные в подпунктах 1, 2, 5, 6, 7, 7.5 статьи 11, подпункте 1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", определяется перечень случаев отсутствия необходимости проведения ГЭЭ доработанной проектной документации, ранее получившей положительное заключение ГЭЭ, а также уточняется перечень случаев, при которых положительное заключение ГЭЭ утрачивает юридическую силу.
Кроме того, законопроектом предусмотрено уточнение отдельных положений федеральных законов, связанных с проведением ГЭЭ и оценки воздействия на окружающую среду, в целях их однозначного толкования.
Предлагаемые законопроектом решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует увеличения численности органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Реализация норм законопроекта не повлечет выделение дополнительных ассигнований или сокращения доходной части из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Срок вступления федерального закона в силу установлен на 1 сентября 2024 г., так как в законопроекте содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного экологического контроля (надзора).
В части положений подпункта "в" статьи 1 законопроекта о конкретизации процедуры ГЭЭ в отношении новых технологий законопроектом предусмотрено, что актуальная процедура ГЭЭ для таких новых технологий проводится в отношении проектов технической документации на технологии, внедряемые после 1 сентября 2024 г.
Для положений пункта 1, абзацев второго и третьего подпункта "а", подпункт "б" пункта 5 статьи 7 законопроекта, устанавливающих актуализированный порядок проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду, предусмотрен отлагательный срок вступления в силу - 1 сентября 2025 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 1, абзацев второго и третьего подпункта "а", подпункт "б" пункта 5 статьи 7" следует читать "пункта 1, абзацев четвертого, пятого и седьмого пункта 5 статьи 6"
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и иные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует издания:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2020 г. N 1796, и иные акты Правительства Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: изменение Федеральным законом действующих норм, касающихся проведения государственной экологической экспертизы.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: приведение действующего Положения о проведении государственной экологической экспертизы и иных актов Правительства Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона.
Сроки подготовки: 1 сентября 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку: Минприроды России.
Соисполнитель: Росприроднадзор.
2. Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения оценки воздействия на окружающую среду".
Обоснование необходимости подготовки: установление в Федеральном законе нормы о том, что порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: установление положением в том числе порядка, процедур и условий организации и проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также правил, включая порядок и случаи проведения общественных обсуждений.
Сроки подготовки: 1 сентября 2025 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку: Минприроды России.
Соисполнители: Росприроднадзор, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении областей применения и критериев отнесения технологий, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, к объектам государственной экологической экспертизы".
Обоснование необходимости подготовки: установление в Федеральном законе нормы о том, что области применения и критерии отнесения к объектам государственной экологической экспертизы технологий (технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, приемов и средств производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: определение областей применения и критериев технологий, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, являющихся основанием для проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 5 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в редакции Федерального закона.
Сроки подготовки: 1 сентября 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку: Минприроды России.
Соисполнитель: Росприроднадзор.
4. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении перечня документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе материалов на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы ".
Обоснование необходимости подготовки: установление в Федеральном законе нормы о том, что перечень документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе материалов на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области охраны окружающей среды.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: установление перечня документации, документов, материалов и заключений, представляемых на государственную экологическую экспертизу.
Сроки подготовки: 1 сентября 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку: Минприроды России.
Соисполнитель: Росприроднадзор.
5. Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 июля 2020 г. N 923 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".
Обоснование необходимости подготовки: изменение Федеральным законом действующих норм, касающихся проведения государственной экологической экспертизы.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: приведение действующего Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствие с нормами Федерального закона.
Сроки подготовки: 1 сентября 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку: Минприроды России.
Соисполнитель: Росприроднадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.