Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях установления особого порядка обработки персональных данных отдельных категорий лиц, определяемых Президентом Российской Федерации.
В настоящее время, в эпоху стремительного развития технологий, большинство из которых связаны с обработкой данных (включая искусственный интеллект), в том числе в условиях развития различных государственных программ и проектов, связанных с цифровой трансформацией, сквозными цифровыми технологиями вопрос обеспечения защиты информации об отдельных категориях лиц, содержащихся в информационных системах и (или) базах данных, становится наиболее актуальным.
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение в ряд федеральных законов изменений, предусматривающих совершенствование норм в области защиты персональных данных отдельной категории лиц, определенной Президентом Российской Федерации, путем создания особого порядка их обработки.
Законопроектом предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению:
порядка обработки персональных данных отдельных категорий лиц, в том числе порядка взаимодействия оператора персональных данных с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
порядка включения информационных систем персональных данных в реестр информационных систем, на которые распространяются требования проектируемой статьи 13.1 Федерального закона "О персональных данных".
При этом установление порядка создания и ведения указанного реестра предполагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Кроме того, законопроектом предусмотрено право уполномоченных федеральных органов исполнительной власти направлять оператору информационных систем персональных данных требование о предоставлении доступа к информационным системам персональных данных, уточнении, извлечении, обезличивании, блокировании, удалении или уничтожении персональных данных, а также восстановлении уточненных, извлеченных, обезличенных или заблокированных персональных данных и дополнении ранее неучтенными персональными данными отдельных категорий лиц.
В настоящее время законодательными и иными нормативными правовыми актами указанные законопроектом нормы не урегулированы.
В связи с отсутствием правового регулирования по указанному вопросу анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость внесения соответствующих изменений, не проводился.
С учетом необходимости подготовки подзаконных нормативных правовых актов законопроектом предусмотрен отложенный срок вступления его в силу - 1 марта 2024 г.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Кроме того, принятие Федерального закона потребует внесения коррелирующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за несоблюдение требований, устанавливаемых Федеральным законом.
Ответственный исполнитель - Минцифры России.
Соисполнители - ФСБ России, МВД России, Минобороны России, ФСО России, СВР России, Росгвардия, Роскомнадзор, Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Срок подготовки - до 1 сентября 2026 г.
2. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления порядка предоставления соответствующих услуг отдельной категории лиц.
Соисполнители - ФСБ России, МВД России, Минобороны России, ФСО России, СВР России, Росгвардия, Роскомнадзор, Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Срок подготовки - до 1 сентября 2026 г.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется:
1. Внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N 683 "Об утверждении Порядка формирования и ведения сведений о лицах, в отношении которых применяется мера безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о них и об их имуществе".
Срок разработки - в течение четырех месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФСБ России.
Соисполнители - ФСО России, СВР России.
2. Принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении критериев значимости информационных систем персональных данных, в которых осуществляется обработка персональных данных отдельных категорий лиц, определяемых Президентом Российской Федерации, а также порядка и сроков осуществления их категорирования". Обоснование необходимости разработки - абзац четвертый пункта 4 статьи 8 законопроекта.
Срок разработки - до 1 июня 2025 г.
Ответственный исполнитель - Минцифры России.
Соисполнители - ФСБ России, МВД России, Минобороны России, ФСО России, СВР России, Росгвардия, Роскомнадзор, Генпрокуратура России.
3. Принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении требований к защите персональных данных отдельных категорий лиц, определяемых Президентом Российской Федерации, при их обработке в информационных систем персональных данных, исполнение которых обеспечивает защищенность персональных данных в зависимости от критериев значимости информационных систем персональных данных, а также порядок взаимодействия операторов информационных систем персональных данных с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими безопасность указанных лиц".
Обоснование необходимости разработки - абзац пятый пункта 4 статьи 8 законопроекта.
Срок разработки - до 1 марта 2025 г.
Ответственный исполнитель - Минцифры России
Соисполнители - ФСБ России, МВД России, Минобороны России, ФСО России России, СВР России, Росгвардия, Минцифры России, Роскомнадзор, Генпрокуратура России.
4. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2015 г. N 705 "О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице".
Срок разработки - в течение четырех месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители: ФСБ России, ФСО России, Роскомнадзор.
5. Издание приказа Минцифры России "Об установлении порядка создания и ведения реестра информационных систем, на которые распространяются требования, предусмотренные статьей 13.1 Федерального закона "О персональных данных".
Обоснование необходимости разработки - абзац одиннадцатый пункта 6 статьи 9 законопроекта.
Срок разработки - до 1 сентября 2025 г.
Ответственный исполнитель - Минцифры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.