Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 421568-8 "О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) нацелен на повышение уровня трудовых гарантий, предоставляемых одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до шестнадцати лет, а также другим лицам, воспитывающим таких детей без матери.
Законопроектом предлагается внести в часть четвертую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) изменение, согласно которому не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокой матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до шестнадцати лет, а также с другим лицом, воспитывающим указанного ребенка без матери (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ).
В действующей редакции части четвертой статьи 261 ТК РФ такая гарантия предусмотрена для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и других лиц, воспитывающих таких детей без матери.
Актуальность законопроекта обусловлена необходимостью развивать комплексный подход к решению социально-значимых (зачастую болезненных) проблем, одновременно затрагивающих интересы как самих работников, так и их несовершеннолетних детей.
Одной из таких сложных жизненных ситуаций является потеря работы одиноким родителем (иным лицом, фактически воспитывающим ребенка) в случае, когда на его иждивении находится несовершеннолетний ребенок, получающий основное общее образование.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации установлено не только право каждого на образование, но и обязательность основного общего образования. При этом родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
В пункте 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации на родителей возложена прямая обязанность - обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Очевидно, что работающие одинокие матери, воспитывающие несовершеннолетних детей, как и другие работающие лица, воспитывающие таких детей без матери, нередко сталкиваются со значительными трудностями при исполнении обязанностей, связанных с получением их детьми основного общего образования, и располагают меньшими организационными и материальными ресурсами нежели полные семьи.
Однако объем таких трудностей непредвиденно, существенно и резко возрастает при потере одиноким родителем (иным лицом, фактически воспитывающим ребенка) работы и источника каких-либо средств к существованию. В таких обстоятельствах нередко ставится под вопрос объективное наличие самой возможности для родителя исполнить свою конституционную обязанность и обеспечить ребенку условия для получения основного общего образования.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации общее образование делится на уровни, которые представляют собой завершенные циклы образования, характеризующиеся определенной единой совокупностью требований (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося: формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению. Это образование ребенок, как правило, получает в школе.
Поскольку в основном дети начинают получать начальное общее образование в школах в возрасте от шести с половиной до восьми лет (см. ч. 1 ст. 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), окончание этапа получения ими основного общего образования и сдачи соответствующих государственных экзаменов приходится, как правило, на возраст до 16 лет.
Именно это обстоятельство послужило основанием для выбора предельного возраста ребенка (16 лет) при проектировании повышения уровня гарантий, которые законопроектом предлагается предоставить одиноким матерям и другим лицам, воспитывающим детей без матери.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 1) к одиноким матерям может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, если он умер, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным) либо по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВС РФ N 1 к лицам, воспитывающим детей без матери, могут относиться отец ребенка, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна (попечителя) несовершеннолетнего, а также иные лица с учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих о воспитании этими лицами ребенка, в частности, если его мать умерла либо признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной) или по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка.
Таким образом, с учетом позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, предлагаемое законопроектом повышение уровня гарантий при расторжении трудового договора будет распространяться и на супругов граждан - участников специальной военной операции, а также в ряде случаев на их родственников, если те воспитывают ребенка без матери.
Принятие законопроекта будет способствовать созданию реальных (в том числе материальных), а не декларативных условий для исполнения одинокими родителями и иными лицами, фактически воспитывающими ребенка без матери, своих конституционных обязанностей по обеспечению получения их детьми основного общего образования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.