Заключение Счетной палаты РФ от 13 июня 2019 г. N ЗСП-133/12-03
на проект федерального закона N 708540-7 "О внесении изменения в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части транспортировки в морг трупов граждан для патолого-анатомического вскрытия)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 708540-7 "О внесении изменения в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федераций" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 27 мая 2019 г. N 194),
Законопроектом предлагается внесение изменения в пункт 6 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), предусматривающего в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программы госгарантий) организацию транспортировки и хранения в моргах трупов граждан независимо от места наступления, смерти.
Необходимо отметить, что согласно действующей редакции пункта 6 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ в рамках программ госгарантий предусмотрены транспортировка и хранение в морге только трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, то есть исключительно в случаях, связанных с нахождением граждан в организациях, оказывающих медицинскую помощь, в которых было констатировано наступление смерти, осуществляемые за счет источников финансового обеспечения оказания медицинской помощи, определенных статьей 83 Федерального закона N 323-ФЗ.
При этом осуществление транспортировки и хранения в морге трупов граждан, наступление смерти которых произошло при иных обстоятельствах и в иных местах, не относится к положениям, подлежащим включению в программы госгарантий в соответствии с требованиями Федерального закона N 323-ФЗ, а регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), определяющим основы организации похоронного дела в Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктом 22 части 1 статьи 14, пунктом 17 части 1 статьи 15, пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относится организация оказания ритуальных услуг.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов, отнесенных к их компетенции, могут осуществлять и иные полномочия.
В частности, согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать расходные обязательства муниципального образования по решению вопросов местного значения.
Также следует отметить, что вопросы финансового обеспечения перевозки (транспортировки) трупов и их частей, связанной с производством по уголовному делу, урегулированы статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой данные мероприятия осуществляются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.