Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 708540-7 "О внесении изменения в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 708540-7 "О внесении изменения в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части транспортировки в морг трупов граждан для патолого-анатомического вскрытия), внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Куринным, С.И. Казанковым, М.В. Щаповым, Д.И. Савельевым, О.А. Николаевым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и установить, что мероприятия по организации транспортировки и хранения в моргах поступивших для исследования биологических материалов, трупов граждан и утилизация биологических материалов осуществляются в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и не подлежат оплате за счет личных средств граждан.
Авторы законопроекта отмечают, что в ряде регионов Российской Федерации транспортировка тел умерших до ближайшего учреждения, в котором производится патолого-анатомическое вскрытие (судебно-медицинское исследование), возлагается на родственников умершего. Это особенно сложно осуществить в сельской местности, где во многих районах отделения судебно-медицинской экспертизы были просто ликвидированы. В условиях низких доходов граждан перевозка тел умерших за счет средств родственников иногда невозможна.
По мнению Комитета по охране здоровья, вопрос транспортировки тел умерших в места проведения патолого-анатомического вскрытия (судебно-медицинского исследования) и возложения расходов на родственников умершего является актуальным.
Однако, необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 62 Федерального закона N 323-ФЗ судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 года N 346н (далее - Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз). При этом основаниями для осуществления судебно-медицинской экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя.
Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 12 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз доставка трупов и их частей, а также документов, в том числе медицинских, в подразделение судебно-медицинской экспертизы трупов (судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения) осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу. Транспортировка тел умерших (погибших) при назначении судебно-медицинской экспертизы осуществляется после ее назначения уполномоченными должностными лицами в установленном порядке в рамках осуществления ими своих уголовно-процессуальных полномочий.
В соответствии со статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение затрат на транспортировку тел умерших при назначении судебно-медицинской экспертизы должно осуществляться за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
Проведение патолого-анатомических вскрытий тел умерших вне медицинской организации не связано с подтверждением (опровержением) тех или иных обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, что предусмотрено проводимой в медицинских организациях судебно-медицинской экспертизой (статья 62 Федерального закона N 323-ФЗ) в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", которым установлен административно-территориальный принцип такой экспертизы и порядок финансирования судебно-экспертной деятельности.
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона N 323-ФЗ, патолого-анатомические вскрытия проводятся врачами соответствующей специальности в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания. Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий утвержден Приказом Минздрава России от 6 июня 2013 года N 354н "О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий" (далее - Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий).
В случае наступления смерти вне медицинской организации направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) медицинской организации, в которой умерший получал первичную медико-санитарную помощь, либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть (пункт 6 Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий).
По мнению Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, транспортировка тел умерших (погибших) в случае назначения патолого-анатомического вскрытия должна осуществляться за счет средств бюджета того уровня, к которому относится медицинская организация, оказывающая гражданам первичную медико-санитарную помощь. Соответственно и расходы на транспортировку тел умерших (погибших) в случае назначения патолого-анатомического вскрытия должны компенсироваться за счет средств либо федерального бюджета, либо бюджета субъекта Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта может повлечь дополнительные расходы как федерального, так и региональных бюджетов.
Законопроект не согласуется с положениями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принимаемый закон, либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должен содержать информацию об источниках и порядке исполнения расходных обязательств.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья предлагает субъектам права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 708540-7 "О внесении изменения в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и направить измененный текст на имя Председателя Государственной Думы.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 4 декабря 2019 года (протокол N 114).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.