Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 415519-8 "О внесении изменений в статью 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности" (далее по тексту - законопроект) предлагается внести изменения в статью 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об образовании), направленные на совершенствование процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности.
Необходимость предлагаемых изменений обусловлена, в том числе практикой применения нормы указанной статьи в редакции, вступившей в силу с 1 марта 2022 года, которая позволила выявить ряд проблем, требующих дополнительного законодательного регулирования.
Во-первых, предлагается расширить способ подписания заявления и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной аккредитации образовательной деятельности, направляемых посредством личного кабинета заявителя на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), закрепив возможность использования усиленной неквалифицированной электронной подписи.
Данное изменение позволит снизить бюрократическую и финансовую нагрузку на организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, упростит их доступ к государственной услуге, сделает механизм предоставления государственной услуги более гибким.
Во-вторых, предлагается изложить часть 11 статьи 92 Закона об образовании в новой редакции в связи с необходимостью предусмотреть разные временные отрезки (при наличии обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию), с которыми Закон об образовании связывает возможность обращения организации, осуществляющей образовательную деятельность, за предоставлением государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам для разных видов таких образовательных программ.
В настоящее время указанной частью установлен такой временной отрезок в один год, тогда как организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут реализовываться основные профессиональные образовательные программы, нормативный срок реализации которых составляет менее одного года, что лишает их возможности получить государственную аккредитацию образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.
В-третьих, законопроектом устанавливается "заградительный" временной фильтр для повторного обращения с заявлением на государственную аккредитацию образовательной деятельности для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которыми получен отказ в предоставлении государственной услуги на основании отрицательного результата диагностической работы обучающихся, то есть несоответствия качества образования аккредитационным показателям.
В настоящее время при отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе повторно обратиться с заявлением фактически на следующий день после получения отказа, что девальвирует саму идею государственной аккредитации образовательной деятельности.
Так, по информации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, за период с 1 марта 2022 года по настоящее время из 628 заявленных на государственную аккредитацию образовательной деятельности образовательных программ по 222 (35%) было принято решение об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанному выше основанию. При этом примерно по 25% из них было направлено повторное обращение за предоставлением государственной аккредитации образовательной деятельности, в том числе более двух раз, практически на следующий день после получения уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.
Указанная ситуация создает условия для злоупотребления правом организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при которых меры по повышению качества образования заявителем не принимаются, и, объективно, не могут быть приняты при повторном обращении с заявлением на следующий день после получения уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.
В сфере образования негативные последствия нарушения обязательных требований к учебному процессу могут проявляться не только в краткосрочной, но и в отложенной, долгосрочной перспективе. Поскольку профессиональная подготовка выпускника формируется на протяжении ряда лет посредством последовательного освоения цепочек взаимосвязанных компетенций, нарушение нормального функционирования даже одного звена может привести к возникновению сбоев и невозможности качественного формирования компетенции в будущих периодах. Поэтому продолжение полного цикла подготовки - учебного года с нарушениями обязательных требований в сфере образования может повлечь непоправимый урон качеству подготавливаемых специалистов. Снижение требований к качеству образования в долгосрочной перспективе несет серьезные риски нанесения ущерба экономике и безопасности государства.
Принятие законопроекта не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроектом не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.