Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 429957-8 "О внесении изменений в статью 7.3. Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 7.3. Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается предоставить право собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, получить за освобождаемое жилое помещение равноценный объект индивидуального жилищного строительства при сохранении регистрации гражданина по месту жительства в Москве. Также предлагается установить, что застройщик обязан обеспечить строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры на месте скопления строительства объектов индивидуального жилищного строительства в случае, если не менее двух третей собственников жилых помещений многоквартирного дома, включенного в программу реновации, проголосовали за предоставление объекта индивидуального жилищного строительства.
По данным социологических опросов, в 2022 году число российских семей, желающих жить в собственном доме (объект индивидуального жилищного строительства - далее ИЖС), выросло на 1,7 млн (с 71% до 73% всех семей). При этом 65% семей живут в многоквартирных домах (40,1 млн) и только 35% семей живут в собственном доме (21,6 млн). В индивидуальном доме предпочли бы жить в 2 раза больше российских семей. Вопреки потребностям граждан в настоящее время большинство положений государственных программ по увеличению объемов вводимого жилья направлены на строительство многоквартирных домов.
Согласно данным Росстата, средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на рынке жилья в Москве во 2 квартале 2023 года составила 302 843 рублей на первичном рынке жилья и 309 145 рублей на вторичном рынке жилья. При этом средняя площадь квартир и апартаментов в массовых новостройках составляет 43,8 кв. м. То есть в среднем стоимость такой квартиры составит 13,264 млн рублей.
В то же время, по оценкам экспертов, средняя площадь загородного дома составляет около 140 кв. м. При этом средняя стоимость строительства такого дома в зависимости от материалов составляет от 80 тысяч рублей за 1 кв. м. То есть средняя стоимость строительства загородного дома площадью 140 кв. м. составит 11,2 млн рублей.
Таким образом, строительство ИЖС не только предпочтительнее для российских граждан, но и стоимость его строительства примерно равна строительству квартиры.
По итогам 2022 года ввод жилья в сегменте ИЖС составил 57 млн кв. м (+16% к 2021 году), достигнув исторического максимума. Таким образом, рынок ИЖС пользуется большим спросом среди граждан России и продолжает расти. В то же время основной причиной, по которой горожане не могут себе позволить покупку или строительство частного дома, является недостаток средств.
Более того, законопроектом предлагается установить, что застройщик обязан обеспечить строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры на месте строительства объектов индивидуального жилищного строительства в случае, если не менее двух третей собственников жилых помещений многоквартирного дома, включенного в программу реновации, проголосовали за предоставление объекта индивидуального жилищного строительства. Предполагается, что строительство такой инфраструктуры будет осуществлено на месте скопления таких объектов индивидуального жилищного строительств в одном муниципальном районе.
Предоставление права выбора между квартирой и домом позволит дать гражданам больше свободы и возможности принять решение, соответствующее их индивидуальным потребностям и предпочтениям. В конечном итоге, это положительно повлияет на удовлетворенность граждан, а также на привлекательность самой программы реновации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7.3. Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7.3. Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета РФ.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7.3. Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7.3. Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" не потребует принятия, внесение изменений или признание утратившими силу нормативно-правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.