Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 432097-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
Досье на проект федерального закона
Предметом правового регулирования вносимого проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" (далее - Законопроект) являются порядок оказания платежных услуг и использования электронных средств платежа.
Законопроектом предлагается увеличить срок приостановления исполнения распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, создать условия, защищающие денежные средства клиента при утрате электронного средства платежа и (или) при его использовании без согласия клиента.
Целью Законопроекта является совершенствование правового регулирования использования электронных средств платежа, восстановление юридического равенства участников национальной платежной системы, создание условий для граждан Российской Федерации, посредством которых будет реализована защита денежных средств от мошеннических действий и несанкционированных операций.
В 2022 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2021 годом на 4,29% на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов (+39%, до 1458,6 трлн руб.) с применением электронных средств платежа (платежные карты и иные электронные средства платежа) 1.
Более того, около 42% граждан Российской Федерации лично сталкиваются с мошенничеством 2.
Всего в 2022 году злоумышленникам удалось похитить у граждан Российской Федерации 14,1 млрд руб.
По данным ВТБ, за январь-февраль 2023 года на клиентов банка было совершено почти 1,2 млн мошеннических атак - на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года 3.
По данным МВД России за январь-март 2023 года зарегистрировано 79448 преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, квалифицируемых по статьям ст. 159, 159.3, 159.6 УК РФ, что свидетельствует о росте совершаемых преступлений на 28% за аналогичной период 2022 года 4.
Подавляющая часть преступлений остается не раскрытыми и не доходит до судебной инстанции, что, во-первых, оставляет граждан без возможности вернуть похищенные денежные средства, во-вторых, оставляет безнаказанными мошенников.
Кроме того, в положениях Федерального Закона "О национальной платёжной системе" установлен короткий срок для уведомления клиентом оператора об обнаружении факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, что фактически является нарушением принципа юридического равенства участников национальной платежной системы, а также свидетельствует о делегировании ответственности за утрату денежных средств клиента на самого клиента, ставя граждан РФ в незащищенное от мошеннических действий положение.
Таким образом, при не уведомлении оператора об утрате электронного средства платежа и (или) об использовании электронного средства платежа третьими лицами, оператор не обязан возмещать клиенту сумму операций, совершенных без согласия клиента.
Соответственно, в случае если гражданин не успевает отправить уведомление оператору о том, что было совершено использование электронного средства платежа без его согласия и (или) его электронное средство платежа было утеряно в срок, установленный в ФЗ "О национальной платежной системе", то гражданин остается без права требовать денежные средства у оператора, посредством использования услуг которого проводится хищение денежных средств.
Учитывая проблемы в настоящей сфере деятельности, а именно тенденцию роста мошеннических действий, растущий объем хищения денежных средств у граждан РФ, низкую раскрываемость преступлений, отсутствие комплексного механизма защиты денежных средств граждан, а также отстранённость организаций, осуществляющих перевод денежных средств от ответственности за хищение денежных средств граждан, принятие настоящего Законопроекта представляется необходимым.
------------------------------
1 Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций // Центральный банк Российской Федерации URL: https://cbr.ru/analytics/ib/operations_survey_2022/ (дата обращения: 28.08.2023).
2 Более 288 тыс. человек приняли участие в опросе Банка России о степени удовлетворенности населения уровнем безопасности финансовых услуг, оказываемых организациями кредитно-финансовой сферы, который прошел в ноябре 2022 года.
3 ВТБ отметил рост активности финансовых мошенников на 20% // Информационное агентство ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/17281103 (дата обращения: 28.08.2023).
4 СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ за январь - март 2023 года // МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФКУ "ГЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" URL: https://мвд.рф/reports/item/37377025/ (дата обращения: 28.08.2023).
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" не потребует выделения дополнительных средств из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.