Досье на проект федерального закона
Статьями 13 и 14 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) установлена обязанность перечисленных в указанных статьях органов и должностных лиц давать ответ соответственно на парламентский запрос и запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы. Проектом федерального закона в эти статьи вносятся положения, согласно которым запрос может быть признан не подлежащим исполнению лишь по решению суда в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно пояснительной записке необходимость дополнения Федерального закона N 3-ФЗ предлагаемыми изменениями обусловлена тем, что должностные лица федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации отказывают сенаторам Российской Федерации и депутатам Государственной Думы в предоставлении запрашиваемой информации на том основании, что ее использование не входит в их компетенцию. В связи с этим следует иметь в виду, что для отдельных видов информации федеральными законами установлен перечень лиц и органов, которым она может быть предоставлена. В частности, Гражданским кодексом Российской Федерации такие ограничения предусмотрены для банковской тайны, Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" - для аудиторской тайны, Налоговым кодексом Российской Федерации - для налоговой тайны, Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" - для коммерческой тайны. В названных федеральных законах не предусмотрено предоставление указанных сведений сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы. Таким образом, если парламентский запрос или запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы будет связан с предоставлением информации такого характера, то у суда нет полномочий по решению вопроса о признании запроса не подлежащим исполнению. В редакции законопроекта это не учитывается.
Обращаем внимание на несогласованность сроков, установленных проектной статьей 227.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с одной стороны, и статьей 13 Федерального закона N 3-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ) с другой стороны.
Так, в соответствии с проектной статьей 227.2 КАС РФ должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, в течение десяти дней со дня поступления такого запроса может обратиться в суд с административным исковым заявлением (часть 1), которое должно быть рассмотрено судом в течение десяти дней со дня его поступления в суд (часть 7). Между тем в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона N 3-ФЗ и частью 2 статьи 8 Федерального закона N 77-ФЗ должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, срок. При этом за неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Кроме того, поскольку законопроектом предлагается внести изменения в статью 21 КАС РФ, дополнив перечень административных дел, рассматриваемых Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, потребуется внесение соответствующих изменений в часть 4 статьи 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", устанавливающую полномочия Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.