Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 438075-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предлагается предусмотреть установление Правительством Российской Федерации предельно допустимых розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо.
Указанные меры принимаются в целях стабилизации розничных цен. Законопроект определяет, что предельно допустимыми являются цены, выше Которых автомобильный бензин и дизельное топливо не могут продаваться потребителям.
Правительством Российской Федерации уже принимались меры по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов. Так, было принято постановление от 7 ноября 2018 г. N 1329, которым предусмотрено заключение Минэнерго России, ФАС России и хозяйствующими субъектами (в числе которых ПАО "Газпром", ПАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", ПАО "Нефтяная компания "Роснефть", ПАО "Сургутнефтегаз" и другие) соглашений о принятии мер по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов.
Однако принимаемые меры на сегодняшний день не дают для конечного потребителя видимых результатов.
В таких условиях введение механизма предельно допустимых розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на конечном этапе оборота данных видов топлива представляется обоснованным и оправданным целях защиты законных экономических интересов граждан и общества в целом.
Принимая во внимание недружественные действия ряда государств в отношении российской экономики и негативные последствия их санкционной политики для российских граждан, вопрос ценообразования топлива, используемого транспортными средствами в качестве моторного, должен носить ответственный характер с учетом высокой социальной значимости данного фактора в жизни регионов.
В дополнение к указанному выше законопроектом предлагается определить период, на который Правительством Российской Федерации фиксируются предельно допустимые розничные цены на автомобильный бензин и дизельное топливо. Законопроект устанавливает, что данный срок не может быть менее чем три года, но не более пяти лет. При этом Правительство Российской Федерации вправе определить иной период действия таких цен.
В целях более детальной регламентации вопросов ценообразования и его регулирования Правительство Российской Федерации, согласно законопроекту, определяет порядок установления предельно допустимых розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо. Такой способ позволит определить подходы к установлению розничных цен на указанные виды топлива, механизм реализации предлагаемых законопроектом норм и их взаимосвязь с иными мерами, предпринимаемыми государственными органами власти для стабилизации цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, что, в свою очередь, позволит также осуществлять дальнейший мониторинг и государственный контроль (надзор) за соблюдением предлагаемых изменений.
Законопроектом вводятся корреспондирующие нововведениям поправки о том, что положения Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением купли-продажи автомобильного бензина и дизельного топлива.
Благодаря предлагаемым законопроектом изменениям станет возможным проведение Правительством Российской Федерации политики наиболее безболезненного для населения ценообразования в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива. Такой подход обеспечит создание экономически взаимовыгодных отношений поставщиков данных видов топлива и розничных потребителей, а также условий надежного обеспечения потребителей моторным топливом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, в том числе принципу обеспечение рыночного ценообразования на энергетические ресурсы. Так, в силу части 1 статьи 105.4 Налогового кодекса Российской Федерации, если регулирование цен осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, то цены соответствующих сделок признаются рыночными. Кроме того, в области энергетических ресурсов аналогичный механизм регулирования цен уже широко применяется, например, в деятельности субъектов естественных монополий, включая услуги по передачи электрической и тепловой энергии (Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"), в электроэнергетике (Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.