Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 441537-8 "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. N 20-П по делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой , A.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. N 20-П).
Законопроектом предусматривается уточнение пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или собственникам жилых помещений в случае, если их единственные жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, за исключением тех собственников единственных жилых помещений, в отношении которых принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Также законопроектом предусмотрено уточнение пункта 3.1 статьи 95 ЖК РФ в части предназначения жилых помещений маневренного фонда для проживания граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания.
Положения законопроекта позволят в полной мере обеспечить системное решение вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) в случаях, когда жилищные права этих граждан не реализуются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В разрабатываемом законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта способствует реализации указанных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. N 20-П прав граждан.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) окажет влияние на расходы местных бюджетов.
В настоящее время в действующие программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с физическим износом в процессе эксплуатации до 1 января 2017 г., а также с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. (далее - действующие программы переселения), включен в том числе 118 881 кв. м аварийного жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - собственники, признанные малоимущими).
Не включен в действующие программы переселения 142 891 кв. м аварийного жилищного фонда, требуемого к предоставлению по договору социального найма во внеочередном порядке собственникам, признанным малоимущими (далее - требуемый к предоставлению жилищный фонд).
Для внеочередного предоставления указанным гражданам жилых помещений по договору социального найма необходимо финансирование в размере 12,1 млрд рублей. Данный расчет произведен исходя из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по каждому субъекту Российской Федерации на II квартал 2023 г., утвержденных приказом Минстроя России от 21 марта 2023 г. N 206/пр.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 комфортная и безопасная среда для жизни определена национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года. В этой связи планируется продление до 2030 года сроков реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (далее - федеральный проект). Финансирование федерального проекта планируется осуществлять в пределах ассигнований, ежегодно выделяемых в федеральном бюджете на указанные цели. В настоящее время плановые объемы финансирования на 2024 и 2025 годы составляют по 25 млрд рублей ежегодно (зарезервированы). Вместе с тем согласно подпункту "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 августа 2022 г. Пр-1483 ГС необходимо начиная с 2024 года обеспечивать ежегодный объем финансирования федерального проекта из федерального бюджета на уровне не ниже среднегодового объема финансирования за 2019 - 2024 годы (не менее 83,7 млрд рублей ежегодно).
Начиная с 2024 года большинство регионов (порядка 54) приступят к реализации нового этапа расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с физическим износом в процессе эксплуатации с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. Для реализации таких программ постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 г. N 1469 утверждены Правила предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Правила).
Правилами предусмотрено ежегодное определение доли софинансирования мероприятий по переселению из аварийного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, устанавливаемого Минфином России.
Учитывая уровень расчетной бюджетной обеспеченности на 2023 год, прогнозный объем финансирования обязательств по обеспечению жильем рассматриваемой категории граждан составит 6,56 млрд. рублей (54,2% от потребности).
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.