Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 441961-8 "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в целях стабилизации ситуации и развития конкуренции на алкогольном рынке.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац двадцать четвертый подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33) с 2015 года размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее также - лицензия) составляет 65 000 рублей за каждый год действия лицензии. При этом размер государственной пошлины за предоставление (продление) вышеуказанной лицензии не зависит от количества обособленных объектов (помещений), имеющихся у организации.
Указанный размер государственной пошлины оказался непосильным для многих предприятий малого и среднего бизнеса. Часть организаций была вынуждена прекратить свою деятельность либо "перешла под лицензию сетевой организации" 1.
------------------------------
1 "Перешла под лицензию сетевой организации" - указанная ситуация означает, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в торговом объекте, передает в аренду помещение, в котором осуществляет деятельность, юридическому лицу (зачастую организация имеет аффилированные отношения с оптовой организацией, которая является единственным поставщиком алкогольной продукции), у которого есть лицензия на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, с условием приобретения алкогольной продукции у определенной компании.
------------------------------
Существование на рынке так называемых сетевых организаций негативно сказывается как на экономических показателях субъектов Российской Федерации, так и на экономических показателях страны в целом. Рассматривая сложившуюся ситуацию в разрезе регионов, следует отметить, что среднее количество торговых объектов в лицензии по России составляет 4 торговых объекта, тогда как в 43 регионах данный показатель завышен и может составлять 13 торговых объектов на одну лицензию (Республика Хакасия, Алтайский край, Оренбургская область, Забайкальский край, Республика Бурятия и др.).
В Забайкальском крае, например, количество торговых объектов, включенных в лицензии, по сравнению с 2015 годом выросло более чем на 30%, а количество лицензий уменьшилось на 58% (что следует из представленной ниже таблицы). Таким образом, лицензиат оплачивает государственную пошлину в размере 3 500 рублей (в соответствии с абзацем девятнадцатым подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33) за включение в одну лицензию неограниченного количества торговых объектов, соответственно пролонгирует эту лицензию за 65 000 рублей за один год (при этом в одной лицензии может содержаться более 100 торговых объектов).
N п/п |
Период |
Количество торговых объектов |
Количество лицензий |
Поступление госпошлины, млн. рублей |
1 |
по состоянию на 31 декабря 2015 года |
2240 |
742 |
33,7 |
2 |
по состоянию на 31 декабря 2016 года |
2412 |
571 |
33,8 |
3 |
по состоянию на 31 декабря 2017 года |
3044 |
469 |
33,5 |
4 |
по состоянию на 31 декабря 2018 года |
2812 |
429 |
28,6 |
5 |
по состоянию на 31 декабря 2019 года |
2909 |
376 |
30,9 |
6 |
по состоянию на 31 декабря 2020 года |
2421 |
370 |
11,01 |
7 |
по состоянию на 31 декабря 2021 года |
2503 |
360 |
24,9 |
8 |
по состоянию на 31 декабря 2022 года |
2987 |
309 |
7,77 |
Как следствие, создается ситуация, когда крупная торговая сеть, состоящая, например, из 90 магазинов, и один сельский магазин платят государственную пошлину в одном и том же размере, что приводит к неравным условиям. Таким образом, субъекты малого предпринимательства, имеющие один или два торговых объекта, вынуждены "перейти под лицензию сетевой организации", не платя тем самым государственную пошлину за выдачу или продление лицензии. Государственная пошлина оплачивается крупной торговой сетью в размере 3 500 рублей только за переоформление уже имеющейся лицензии в связи с добавлением торговых объектов независимо от их количества.
Сетевые организации на постоянной основе переоформляют лицензии путем добавления торговых объектов в разные лицензии или путем исключения, что ведет к увеличению количества проверочных мероприятий у лицензирующего органа, как следствие, возрастают трудозатраты специалистов. Так, при включении торгового объекта в лицензию лицензирующим органом проводится значительный ряд мероприятий: запрашиваются правоустанавливающие документы на помещение, в котором планируется осуществление деятельности, проверяется наличие зарегистрированной контрольно-кассовой техники, а также подключение к Единой государственной автоматизированной системе учета объемов оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, проводится выездная оценка объекта. Если переоформление лицензии сравнивать с продлением лицензии, то фактически разница в работе несущественна, поскольку дополнительно к мероприятиям, перечисленным выше, добавляется только запрос о наличии налоговой задолженности и задолженности по административным штрафам.
В связи с указанным проектом федерального закона предлагается установить следующие размеры государственной пошлины:
за переоформление лицензии в связи с включением в лицензию торгового объекта (объекта общественного питания), в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), - 20 000 рублей за каждый включаемый торговый объект (объект общественного питания), в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), за каждый год срока действия лицензии;
за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в трех и менее торговых объектах (объектах общественного питания), - 65 000 рублей, осуществляемую в четырех и более торговых объектах (объектах общественного питания), - 20 000 рублей за каждый торговый объект (объект общественного питания) за каждый год срока действия лицензии.
Предлагаемая проектом федерального закона сумма государственной пошлины за переоформление лицензии является обоснованной и покрывает трудозатраты лицензирующего органа на добавление в лицензию одного торгового объекта или выдачу лицензии на один торговый объект. Исходя из того, что сумма затрат на лицензирование одного торгового объекта составляет 3,34 тыс. рублей в день, учитывая, что средний срок проведения экспертизы одного торгового объекта составляет 6 дней, затраты на добавление в лицензию или получение лицензии на один торговый объект составят 20 тыс. рублей (3,34 х 6 = 20).
Предлагаемые проектом федерального закона изменения позволят:
снизить нагрузку на малый бизнес в связи с уменьшением количества проверочных мероприятий;
создать равные конкурентные условия деятельности на потребительском рынке;
реализовать инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса;
обеспечить положительный бюджетный эффект с привлечением дополнительных доходов федерального и краевого бюджетов (анализ приведен в приложении к пояснительной записке).
Упрощение лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и снижение издержек на ее осуществление повлияют на увеличение акцизных и прочих сборов и окажут позитивное влияние на легальный рынок. Увеличение количества лицензированных торговых точек приведет к увеличению акцизных сборов.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.