Досье на проект федерального закона
Подготовленный проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (далее - Законопроект) предусматривает возможность передачи от управляющей компании акционерного инвестиционного фонда или от управляющей компании паевого инвестиционного фонда специализированному депозитарию обязанности по осуществлению учета операций с имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда и (или) активы паевого инвестиционного фонда, по учету денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, переданных в оплату инвестиционных паев и исполнение обязанности по определению стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда, стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционного пая, стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда в расчете на одну акцию и сдачи соответствующей отчетности в Банк России.
Передача учетных и расчетных функций от управляющей компании в специализированный депозитарий осуществляется только в случае, если это предусмотрено уставом акционерного инвестиционного фонда или правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, что в свою очередь подразумевает согласие инвесторов с таким перераспределением функционала. Такая передача не освобождает управляющую компанию акционерного инвестиционного фонда и управляющую компанию паевого инвестиционного фонда от гражданско-правовой ответственности перед акционерами или владельцами инвестиционных паев за убытки, которые могут быть причинены им в результате неправильного осуществления данных функций. Кроме того, в соответствии с Законопроектом, на специализированный депозитарий возлагается солидарная с управляющей компанией акционерным инвестиционным фондом или управляющей компанией паевым инвестиционным фондом ответственность за исполнение обязанностей в случае передачи ему указанных функций. Данный подход позволяет в полной мере сохранить уровень гражданско-правовой защиты интересов инвесторов.
В отличие от гражданско-правовой ответственности, административная ответственность, привлечение к которой управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и специализированных депозитариев, осуществляется Банком России, возлагается на лицо, допустившее нарушение при выполнении учетных и расчетных функций, то есть на специализированного депозитария в случае передачи таких функций ему.
Предлагаемый подход позволяет управляющим компаниям сфокусироваться на управлении фондами, исключить дублирование выполнения учетных и расчетных функций и снизить издержки, которые в конечном итоге несут акционеры акционерных инвестиционных фондов и владельцы инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. Так, согласно консультационному докладу Банка России "Развитие института специализированных депозитариев" (2020 г) доля расходов управляющих компаний на поддержание учетного функционала доходит до 30% расходной части баланса.
В целях повышения эффективности выполнения обязанностей специализированным депозитарием Законопроект предусматривает самостоятельное получение специализированным депозитарием информации и подлинных экземпляров первичных документов или их копий в отношении имущества, составляющего активы акционерного инвестиционного фонда и (или) активы паевого инвестиционного фонда, и (или) имущества, переданного в оплату инвестиционных паев, от кредитной организации, в которой открыт отдельный банковский счет в соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", а также от профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на осуществление брокерской деятельности, клиринговой организации, с которыми управляющей компанией заключен договор в качестве доверительного управляющего указанного паевого инвестиционного фонда и (или) акционерного инвестиционного фонда.
Также Законопроект предусматривает возможность изменить обязанность специализированного депозитария по хранению слитков драгоценных металлов, принадлежащих акционерному инвестиционному фонду, составляющих паевой инвестиционный фонд, на обязанность по обеспечению сохранности данного имущества. Управляющая компания при этом обязана передать данное имущество на основании договора хранения в кредитные организации, имеющие хранилища, соответствующие требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, а специализированный депозитарий, разделяя ответственность управляющей компании за распоряжением данным активом, наделяется обязанностью подписания документов, применяемых кредитными организациями при осуществлении операций со слитками драгоценных металлов по распоряжению о приеме или выдаче драгоценного металла.
Для приведения деятельности участников рынка к готовности воспользоваться предусмотренными законопроектом возможностями и доработки необходимых подзаконных нормативно-правовых актов Банка России законопроектом предусматривается его отложенное вступление в силу по истечении 6 месяцев после принятия.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.