Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на восстановление с 1 января 2024 года индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с изменением стоимости пенсионного коэффициента для работающих пенсионеров, являющихся инвалидами.
Отказ от индексации пенсий работающим инвалидам является существенным антистимулом к занятию ими трудовой деятельностью, поскольку в настоящее время размер пенсии у работающих инвалидов на четверть ниже, чем у неработающих.
Так, по данным Росстата, число работающих инвалидов сократилось с 2 млн. 543 тысяч на 1 января 2016 года до 1 млн. 644 тысячи на 1 января 2018 года - более чем на 35 процентов. На 1 января 2022 года число работающих инвалидов составило 1 млн. 559 тыс. (снижение по сравнению с 2016 годом практически на один миллион человек).
В примечаниях Росстата к этим данным прямо говорится: "Снижение численности работающих инвалидов по сравнению с 1 января 2016 года обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", предусматривающих неиндексацию пенсий работающим пенсионерам".
Между тем, в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" занятость инвалидов трудоспособного возраста к 2020 году должна была достичь 40 процентов, а к 2025 году - более 51 процента. Однако, в настоящее время, по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, работают чуть более четверти инвалидов трудоспособного возраста.
При этом необходимо учесть, что с заработной платы инвалидов отчисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, а инвалиды являются плательщиками налога на доходы физических лиц. Таким образом, есть основания полагать, что потери внебюджетных фондов и региональных бюджетов от снижения численности работающих инвалидов сравнимы с экономией средств Пенсионного фонда России от неиндексации пенсий работающим инвалидам.
Что касается вопроса правомерности индексации пенсий применительно только к работающим инвалидам, необходимо отметить следующую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 1 июля 2014 года N 20-П).
"В силу положений части 2 статьи 7 и части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, а также части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в совокупности с положениями пункта 6 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (принятых ГА ООН 20.12.1993) и статьи 28 Конвенции о правах инвалидов "при осуществлении правового регулирования в какой бы то ни было сфере необходимо учитывать интересы и потребности инвалидов как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ по сравнению с лицами, сохранившими здоровье, с тем чтобы гарантировать их право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав", включая право на труд и на пенсионное обеспечение".
Принятие настоящего законопроекта существенно усилит мотивацию инвалидов к занятию трудовой деятельностью, значительно повысит занятость инвалидов, а также поступление в региональные бюджеты налога на доходы физических лиц и взносов в государственные внебюджетные фонды.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам, являющимся инвалидами"
Согласно расчетам Минтруда России, восстановление индексации пенсий работающим пенсионерам, являющимся инвалидами, в 2022 году с учетом доиндексации за период 2016 - 2021 годов потребовало бы 78,4 млрд. рублей из федерального бюджета.
Расходы в 2022 году на выплату пенсий работающим инвалидам с учетом индексации составили бы X + 78,4 млрд. руб. = 1,5 X;
без учета индексации - 78,4 млрд. руб. / (1,5 - 1) = 156,8 млрд. руб. (где 1,5 приблизительный коэффициент индексации пенсий с 2016 года по 1 января 2022 года).
Если принять, что в 2024 году расходы на выплату пенсий работающим инвалидам без учета индексации сохранятся на уровне 2022 года - 156,8 млрд. руб., то
расходы на выплату пенсий работающим инвалидам в 2024 году с учетом индексации могут составить 156,8 млрд. руб. х 1,5 х 1,1 х 1,048 х К = 271,14хК млрд. руб., где 1,1 - коэффициент индексации с 1.07.2022, 1,048 - коэффициент индексации с 01.01.2023, К - коэффициент индексации пенсий с 1 января 2024 года.
Таким образом, расходы из федерального бюджета на восстановление индексации пенсий работающим инвалидам с 1 января 2024 года с учетом доиндексации за период 2016 - 2023 годов составили бы 271,14 х К млрд. руб. - 156,8 млрд. руб.
Однако необходимо учитывать, что части работающих инвалидов страховые пенсии назначены (будут назначены) с 2016 по 2024 годы, в связи с чем на доиндексацию этих пенсий потребуется значительно меньше средств, чем предполагается указанными выше расчетами.
Помимо этого, в последние годы распространена практика, когда работающие инвалиды увольняются, чтобы их пенсии были проиндексированы, а затем вновь устраиваются на работу. С учетом этого, действительные расходы из федерального бюджета на восстановление индексации пенсий работающим инвалидам с 1 января 2024 года будут значительно меньше предполагаемых указанными выше расчетами.
Кроме того, необходимо отметить, что в связи с принятием настоящего законопроекта число работающих инвалидов значительно увеличится, что приведет к существенному росту доходов государственных внебюджетных фондов и региональных бюджетов (поступления от НДФЛ). По экспертным оценкам, указанный рост доходов сопоставим с расходами на реализацию законопроекта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам, являющимся инвалидами"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам, являющимся инвалидами" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.