Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 444172-8 "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - проект закона) подготовлен Московской областной Думой и депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Паниным Г.О., направлен на предоставление права гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства в сельском населенном пункте, но имеющих в собственности жилое помещение, расположенное в данном населенном пункте, участвовать в выборе старосты сельского населенного пункта. В связи с тем, что предлагаемые изменения существенно расширяют круг лиц, которые могут принимать участие в сходе граждан по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, законопроектом уменьшается порог явки на сход.
Согласно статье 27.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, муниципальном округе, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта.
Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.
На основании части 2 статьи 25.1 сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта (либо части его территории) или поселения.
Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ для лиц, которые могут принять участие в сходе граждан по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, предусмотрено два условия: проживание на территории данного сельского населенного пункта и наличие активного избирательного права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Отсюда следует, что голосовать при сходе граждан сельского населенного пункта по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта и досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта может гражданин, зарегистрированный по месту жительства в данном сельском населенном пункте.
В настоящее время жители Московской области сталкиваются с проблемой невозможности избрания старосты сельского населенного пункта, поскольку, фактически проживая в сельском населенном пункте и имея право собственности на недвижимое имущество, они лишены возможности участвовать в сходе граждан по вопросу избрания старосты сельского населенного пункта в связи с отсутствием регистрации (прописки) в сельском населенном пункте.
Во многих сельских населенных пунктах Московской области число зарегистрированных жителей небольшое, а по факту проживает на постоянной основе гораздо большее количество жителей, которые являются собственниками жилых помещений на протяжении длительного времени. Такие граждане, как правило, являются активными участниками общественной жизни и мероприятий, проводимых в сельском населенном пункте, помогают решать вопросы местного значения и хотели бы принимать участие в выборе старосты (такие обращения поступили от советов депутатов городских округов Московской области: Чехов, Истра, Подольск, Мытищи, Солнечногорск, Серпухов, Клин).
Аналогичная ситуация существует и в других субъектах Российской Федерации (Ленинградская область, Тверская область, Вологодская область).
Также в соответствие с Федеральным законом от 6 февраля 2023 года N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", который, в свою очередь, вносит изменения в Федеральный закон N 131-ФЗ, устанавливающие, что староста сельского населенного пункта может быть назначен не только из лиц, проживающих на территории соответствующего сельского населенного пункта, но и из граждан Российской Федерации, достигших 18 лет и имеющих в собственности жилое помещение, расположенное на территории соответствующего сельского населенного пункта.
Учитывая вышеизложенное, проектом закона предлагается расширить круг лиц, которые смогут принять участие в сходе граждан по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта и досрочном прекращении полномочий старосты сельского населенного пункта, за счет включения в него лиц, имеющих в собственности жилое помещение, расположенное в данном населенном пункте (по аналогии с требованиями, которые предъявляются к кандидатуре старосты), в том случае, если это установлено муниципальным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
То есть категории жителей сельских населенных пунктов (собственники жилого помещения либо зарегистрированные жители), обладающие активным избирательным правом, смогут принимать участие в сходе граждан по вопросу выбора кандидатуры старосты сельского населенного пункта и досрочном прекращении полномочий старосты сельского населенного пункта предлагается определять муниципальным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации исходя из особенностей каждого отдельного региона Российской Федерации и иных местных традиций.
С учетом существенного расширения круга лиц, которые могут принимать участие в сходе граждан по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, законопроектом также предлагается установить, что сход граждан правомочен при участии в нем более одной четверти граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом, либо граждан Российской Федерации, достигших на день проведения схода 18 лет и имеющих в собственности жилое помещение, расположенное на территории данного сельского населенного пункта, в том случае, если это установлено муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В случае, если в сельском населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более одной четверти граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом, либо граждан Российской Федерации, достигших на день проведения схода 18 лет и имеющих в собственности жилое помещение, расположенное на территории данного сельского населенного пункта, сход граждан в соответствии с уставом муниципального образования, в состав которого входит указанный сельский населенный пункт, проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают." (снижение порога явки на сход граждан).
Так как старосты сельских населенных пунктов, как и главы, и депутаты представительных органов муниципальных образований участвуют в решении вопросов местного значения, то предлагаемый порог явки выбран по аналогии с существовавшим на муниципальных выборах порогом явки (25 процентов) при выборе глав и депутатов представительных органов муниципальных образований (в редакции Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераций").
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, изменения, приостановления или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.